СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Избирательное право".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию "Избирательное право". 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Избирательное право".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска

Г.Смоленск, ул.Фрунзе д.12, т.271501.






Конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений города Смоленска на лучшую методическую разработку по обществознанию.


Тема урока: «Выбирай не имя, а будущее».



Тип урока: урок изучения нового.

Традиционный (комбинированный) урок с элементами игровой технологии


Возраст учащихся: 16-17 лет (10 класс).

Учитель истории, обществознания и права Лескова А.В.










Цель

- изучение и первичное закрепление новых знаний по избирательному праву.


Задачи

формирование ценностно-смысловой компетенции, связанной с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать в политическом плане сложный окружающий мир, ориентироваться в политической действительности, осознавать свою роль в ней, уметь выбирать и принимать решения, тем более что через год они сами уже будут голосовать;

формирование общекультурной компетенции, которая предполагает знание учеником правовых норм по избирательному праву и овладение правовой культурой;

формирование социально-трудовой компетенции, что означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), воспитание активной гражданской позиции, соответствующей российской ментальности;

формирование коммуникативной компетенции, развитие навыков работы в группе, владение различными социальными ролями.



План.

  1. Зачем нужны выборы?

  2. Основы избирательного права в РФ.

  3. Президент. Кто он?

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал, тексты Конституции, таблица.








Ход урока.

  1. Организация начала занятия.

  2. Подготовка к основному этапу занятия.

Учитель: Сегодня наш с вами разговор состоится о выборах. Латинская пословица гласит: «Глас народа – глас Божий». (На экране слайды о выборах и эта пословица). Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.


1. Зачем нужны выборы?

Как часто мы выбираем. И взрослая жизнь, к которой вы готовитесь, невозможна без выбора. Вся политическая жизнь России основана на выборе. Люди выбирают главу местной администрации, губернатора, президента, парламент. Но всегда ли они готовы сделать осмысленный выбор? Некоторые громкоголосые политики бросают в лицо избирателям: «Вы не умеете выбирать! Выбирайте хорошо!» Что правда, то правда…

У нас на уроке присутствует школьница одной из американских школ. Она интересуется политической жизнью своего государства и России.

Американская школьница: Цель моего присутствия – узнать о выборах в России, особенно президента, так как недавно прошли выборы президента в США, и победил кандидат, за которого я болела.

Учитель: Как научиться выбирать? И что значит «хорошо» выбирать? Ответ на этот вопрос подскажут учащиеся, подготовившие небольшие сценки.

Сценка 1: В класс заходят мальчик и девочка.

Девочка: Вот идем голосовать, а за кого не знаем. Один кандидат только выступал по местному телевидению, а об остальных ничего не знаем.

Мальчик: А ведь по закону выборы должны быть альтернативными. Ладно, придем на избирательный участок и прочитаем об остальных.

Учитель(обращаясь к классу): Какой принцип избирательной кампании был нарушен?

Учащиеся: Кандидаты не имели равные права во время избирательной кампании. Не зря считают, что неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб благополучию и безопасности всех.

Сценка 2 (два ученика имитируют разговор по телефону):

Первый ученик: Сереж, привет! Че делаешь?

Второй ученик: А вот лежу на диване, смотрю футбол.

Первый ученик: Пойдем голосовать!

Второй ученик: Ты что, я никогда не ходил и сегодня не собираюсь, делать там нечего!

Первый ученик: Ну и зря. За тебя выберут другие, тогда не плачься, что все плохо.

Учитель: Кто прав из этих двух избирателей?

Ученики: Прав первый.

Учитель: В чем причина низкой явки избирателей?

Ученики: В наши дни люди часто не ходят на выборы, потому что не верят, что их голос может что-то изменить. Упрекают власть в нарушении закона, искажении результатов выборов, в нежелании или неспособности выполнить предвыборные обещания.

Учитель: Решим простую арифметическую задачу: К избирательному участку приписано 1000 избирателей. По закону выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие 25%. Если в день голосования на избирательные участки пришли только 250 человек, окажется что они приняли решение «за того парня», коими являются 750 человек. (Обращаясь к американской школьнице). Среди электората вашей страны такой же уровень нигилизма?

Американская школьница: Нет, наши люди дорожат своими голосами, и как видно на слайде создавались даже очереди перед избирательными урнами.


2. Основы избирательного права в РФ.

Учитель: Откройте Конституции и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и найдите в тексте ответ на вопрос: Кто имеет избирательные права?

Учащиеся: Граждане РФ, достигшие 18 лет, вправе избирать и быть избранными независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Учитель: В разные времена в разных странах существовали различные виды ценза на избирательное право. Вспомните их, дополните схему. (схема изображена на слайде).

Имея широкий доступ к выборам, граждане не придают этому особое значение. Тем не менее стоит знать, что в начале 20 века ни одна страна не допускала женщин к избирательным урнам, а в южных штатах США чернокожие избиратели только в 60-е годы получили право голоса. А в начале 21 века афро-американский кандидат дважды победил на президентских выборах.

Однако означает ли приведенная выше формулировка закона, что в России любой гражданин, достигший 18 лет, может участвовать в выборах? Конечно, нет. Существуют два важных условия, при которых гражданин лишен политических прав. Какие это условия? (карточки на столе, отвечают группой)

Срочная служба в армии


Проживание за границей


Нахождение в местах лишения свободы


Двойное гражданство


Признание недееспособным


(Данная таблица на слайде).

Учитель: Размышляя о судьбе России, люди иногда высказывают мнение, что демократия и выборы – явление западное, а значит, не нужное нам. (На слайде высказывание Р.Декарта «Я мыслю, значит существую»). Каково ваше мнение?

Ответы учащихся трех групп.

Учитель: Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность граждан? (На слайде высказывание О.Паза «Демократия учит нас тому, как жить вместе, и не более того»).

Ответы учащихся (с опорой на высказывание О.Паза).

Учитель: Демократические принципы, провозглашенные в Конституции, составляют модель, напоминающую греческий храм. (На доске изображение этой модели).

Учитель: Найдите в Федеральном законе принципы избирательного права и озвучьте их.

Давайте проверим. (На слайде перечислено сл. принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование и свобода выдвижения кандидатов.)

Всеобщее избирательное право бывает активным и пассивным. Что это такое?

Ответы учащихся: Активное право – избирать, пассивное быть избранным.

Избирательная кампания в соответствии с законом проходит по правилам. Нарушение их ведет к снятию кандидата с предвыборной гонки.

(Учащиеся обыгрывают ситуации – А) один кандидат публично унижает достоинство другого

- Б) агитация в день голосования

- В) предоставление ложной информации о свой собственности и доходах.).


3. Президент. Кто он?

Учитель: Слово «президент» - латинского происхождения. В Древнем Риме оно означало «сидящий впереди, председательствующий, стоящий во главе». (Слайд с высказыванием Г.Державина «Я царь – я раб – я червь – Я Бог!») Президент – глава государства в нашей стране. (Учитель обращает внимание учеников на таблицу на доске «Органы государственной власти в РФ»). В соответствии в Конституцией кто может быть избран президентом?

Ученики отвечают (пользуясь текстом Конституции).

Учитель: Кандидатов на пост президента выдвигают избиратели, избирательные объединения, избирательные блоки.

В выборах Президента РФ должно принимать участие более 50% избирателей, иначе они будут признаны несостоявшимися. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один не набрал более 50% голосов, назначаются повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. В выборах 2012 г В.В.Путин одержал победу в первом туре, набрав более 60 %.

Учитель (обращаясь к американской школьнице): Каков порядок выборов Президента в США?

Американская школьницу: Выборы президента США и вице-президента проходят по федеральному избирательному округу на основе непрямых (двухступенчатых) выборов. Непосредственно за президента и вице-президента голосует так называемая коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Способ, с помощью которого определяется список выборщиков, Законодательное собрание может выбрать по своему усмотрению, однако, в настоящее время, все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования. Выборщики голосуют отдельно за президента и вице-президента, для избрания кандидат должен набрать абсолютное большинство (более половины) голосов выборщиков, в настоящее время составляющих 538 человек. Барак Обама повторно стал президентом.

Стать президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению (либо тот, кто состоял гражданином США при утверждении Конституции), старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Самым пожилым президентом на момент избрания был Рональд Рейган, впервые избранный в возрасте 69 лет и переизбранный на второй срок в возрасте 73 года. Самым молодым избранным президентом стал Джон Кеннеди вступивший в должность в возрасте 43 лет. Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом).

  1. Закрепление знаний.

Учитель: Много общего как и много отличного есть в статусе кандидата на должность Президента ив порядке выборов.

1 группа получает задание: С помощью текста Конституции РФ заполните пропуски в тексте

Карточка для 1 группы.

Президент РФ.

1. Гарант………………………………………………………………………………..

2. Представляет РФ……………………………………………………………………

3. Определяет…………………………………………………………………………

4. Обеспечивает согласование……………………………………………………….

5. Принимает меры по охране………………………………………………………..


2 группа должна подготовить ответ на вопрос: Возможно ли досрочное прекращение полномочий Президента?


3 группа должна подготовить ответ на вопрос: Должен ли Президент быть высоконравственной личностью? Согласны ли вы с выражением У.Черчилля: «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть».

Ответы учащихся по группам.

  1. Контроль и самопроверка знаний.


Учитель: Я хочу подвести итог нашего занятия. Каждый сознательный гражданин имеет юридическое право и моральную обязанность участвовать в выборах. Нельзя быть безразличными к своей судьбе, а, участвуя в голосовании, каждый человек выбирает себе достойную жизнь. На слайде высказывание Ж. де Местр сказал: «Каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает».Я вам предлагаю по группам написать небольшое эссе на это высказывание.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Параграф 23 учебника Боголюбова Л.Н., написать эссе на высказывание И.А.Ильина, помещенное в конце параграфа.