Разрешаю:__________
Допускаю:__________
Оценка за урок:__________
План-конспект
Урока обучения грамоте ,
проведенного в 1 «А» классе
20.11.2017г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:________
Урок обучения грамоте в 1-м классе Тема урока: Гласные буквы Я, я.
Тип урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока учебной информации обучающихся о гласных звуках [й ,а] , букве Я, я.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию умения находить в словах букву Я; какие звуки буква Я, я обозначает.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку (см. содержание текстов упражнений).
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Предметные: умение находить букву Я в словах, знать какие звуки обозначает буква Я ,выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник.
Ход урока
Организация начала урока
1.Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Маргарита Викторовна .
2. Проверка готовности к уроку.
-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
- Улыбнемся друг другу и начнем урок.
Вспомним, какими мы должны быть и как надо работать на уроке?
(Старательными, активными, внимательными, аккуратными и т.д.)
-Молодцы!
4.. Включение в учебную деятельность
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Актуализация умений , знаний
У.:- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
О.:- 1)звуки бывают гласные и… (согласные)
твёрдые и…(мягкие)
звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
5) После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)
У.:- Какие буквы мы называем хитрыми?
О.: ( Е)
У.:- Почему?
О.:-(В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
3.. Речевая разминка.
Упражнения «Именинный пирог» ,«Конфетка», «Сластена» « Верблюд» «Лошадка».
4. Работа в группах.
У.: -На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание .
О.: -Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)
О.: -Ученики 2-ой группы ищут и называют слова ,которые состоят из 3-х слогов ( задача, молоко)
О.: -Ученики 3-ей группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог ( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, лает, космос, ручка)
Заслушиваются ответы каждой группы.
Далее уч-ся получают задание по уровням. На карточке предложены задания разного уровня. Учащиеся сами выбирают для себя тип задания.
Высокий уровень:
1. Составьте предложения, используя слова (мороз, день, лыжи)
Средний уровень:
1.Вспомните скороговорку со словом «трава"( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора).
Базовый уровень:
2.В каком слове имеет хитрая буква?( Ели, лает)Почему?( обозначает два звука)
А теперь задание для всех на внимательность. Найдите слово, которое есть у меня на экране, но нет на ваших карточках. (Слайд 2) Я помогу вам найти слово, загадав загадку.
III. Открытие темы урока. Целеполагание.
У.:- Круглые, румяные
Мы растем на ветках:
Любят нас и взрослые
И маленькие детки.
О.: ( ЯБЛОКИ )
У.:-( Сегодня за работу на уроке вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)
У.:- Произнесите слово яблоки по слогам.
У.:- Сколько в слове слогов?
О.:-(3 слога)
У.: Первый ряд произнесет только первый слог.?
О.:-( яб)
У.:- Второй ряд произнесите второй слог ?
О.:-(ло)
У.:- Третий ряд произнесите третий слог?
О.:-( ки)
У.:- Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова.
О.:- [ЙА ]
У.:- Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите?
О.:-[Й и А]
У.:-Какой согласный звук примыкает к нему?
О.:- [ Б ]
У.:-Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?
Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте
А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3)
Обобщение и систематизация открытых умений и знаний.
6.Знакомство с буквой.
У.:- Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.
О.:-( слайд 4,5)
У.:-И сегодня она королева нашего урока..
- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!
У.:-А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.
7. Изучение новой буквы.
У.:- Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.
Рая
Звукобуквенный анализ слова .(слайд 6)
У.:-Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]
У.:-Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.
Прочитаем дружно слоги на экране.( слайд 7)
У.:- Какой звук мы слышим на конце каждого слога?
О.:-[а]
У.:-Какой звук стоит в каждом слоге перед я?
О.:- согласный
У.:- Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.
Прочитаем следующие слова ( слайд 8)
Работа со звуками. На столе у учащихся лежат заранее приготовленные рисунки .
Обведем контур звуковки красным цветом. Впечатаем звук [ й] и закрасим тапочек зеленым цветом, впечатаем звук [ а ] и закрасим тапочек красным цветом.
Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111
У.:-Сделаем вывод- какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)
Давайте найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.
8. Физминутка.
Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия
7.Работа по учебнику. С.110
Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
У.:- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
О.:- (наша страна).
У.:- Как называется наша страна.
О.:-( Россия)
У.:- Назовите главный город нашей страны.
О.:-( Москва)
У.:-Что еще есть у каждого государства?
О.:- ( Флаг , герб, гимн)
Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.( слайд 10)
А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.
А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.
Обобщение и систематизация открытых умений и знаний.
8.Анаграмма. 31 4 2 ( 11слайд)
Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.
У.:-Сколько в слове букв?
О.:- (4)
У.:- Звуков?
О.:-( 5)
Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст на экране.( слайд 12)
У.:- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".
С.112( дети читают)
9.Работа в парах. (Взаимоопросник) Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? ( уч-ся используют смайлики)
Учащиеся получают каждый на парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.
Проверим ваши результаты.(слайд 15).
Составим таблицу верных и неверных утверждений.
Вопросы | + | - |
Маяк – это башня с сигнальными огнями. | да | |
Маяк сигналит людям об опасности. | | нет |
Маяк указывает путь к берегу | да | |
В слове маяк 4 буквы и 4 звука. | | нет |
| | |
А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить.Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.
-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16
Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)
А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.
Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.
Итог урока. Рефлексия.
- Что вы запомнили?
- Ребята, с каким заданием вы легко справились?
- Что вызвало у вас затруднение?
- Что на уроке вам больше всего понравилось?
Рефлексия.
-Предлагаю вам небольшую анкету.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.