СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте Буква Я,звук Я.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока :гласные буквы Я,я.

Тип урока : изучение нового материала.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте Буква Я,звук Я.»





Разрешаю:__________

Допускаю:__________

Оценка за урок:__________












План-конспект

Урока обучения грамоте ,

проведенного в 1 «А» классе

20.11.2017г.
























Консультация методиста:________

Консультация учителя:________

Урок обучения грамоте в 1-м классе Тема урока: Гласные буквы Я, я.

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока учебной информации обучающихся о гласных звуках [й ,а] , букве Я, я.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию умения находить в словах букву Я; какие звуки буква Я, я обозначает.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку (см. содержание текстов упражнений).

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Предметные: умение находить букву Я в словах, знать какие звуки обозначает буква Я ,выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник.


















































Ход урока

  1. Организация начала урока

1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Маргарита Викторовна .

2. Проверка готовности к уроку.

-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

- Улыбнемся друг другу и начнем урок.

Вспомним, какими мы должны быть и как надо работать на уроке?

(Старательными, активными, внимательными, аккуратными и т.д.)

-Молодцы!

4.. Включение в учебную деятельность

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

  1. Актуализация умений , знаний

У.:- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

О.:- 1)звуки бывают гласные и… (согласные)

твёрдые и…(мягкие)

звонкие и…(глухие)

2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)

3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

5) После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

У.:- Какие буквы мы называем хитрыми?

О.: ( Е)

У.:- Почему?

О.:-(В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

3.. Речевая разминка.

Упражнения «Именинный пирог» ,«Конфетка», «Сластена» « Верблюд» «Лошадка».

4. Работа в группах.

У.: -На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание .

О.: -Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)

О.: -Ученики 2-ой группы ищут и называют слова ,которые состоят из 3-х слогов ( задача, молоко)

О.: -Ученики 3-ей группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог ( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, лает, космос, ручка)

Заслушиваются ответы каждой группы.

Далее уч-ся получают задание по уровням. На карточке предложены задания разного уровня. Учащиеся сами выбирают для себя тип задания.

Высокий уровень:

1. Составьте предложения, используя слова (мороз, день, лыжи)

Средний уровень:

1.Вспомните скороговорку со словом «трава"( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора).

Базовый уровень:

2.В каком слове имеет хитрая буква?( Ели, лает)Почему?( обозначает два звука)

А теперь задание для всех на внимательность. Найдите слово, которое есть у меня на экране, но нет на ваших карточках. (Слайд 2) Я помогу вам найти слово, загадав загадку.

III. Открытие темы урока. Целеполагание.

У.:- Круглые, румяные

Мы растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки.

О.: ( ЯБЛОКИ )

У.:-( Сегодня за работу на уроке вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)

У.:- Произнесите слово яблоки по слогам.

У.:- Сколько в слове слогов?

О.:-(3 слога)

У.: Первый ряд произнесет только первый слог.?

О.:-( яб)

У.:- Второй ряд произнесите второй слог ?

О.:-(ло)

У.:- Третий ряд произнесите третий слог?

О.:-( ки)

У.:- Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова.

О.:- [ЙА ]

У.:- Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите?

О.:-[Й и А]

У.:-Какой согласный звук примыкает к нему?

О.:- [ Б ]

У.:-Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3)

  1. Обобщение и систематизация открытых умений и знаний.

6.Знакомство с буквой.

У.:- Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.

О.:-( слайд 4,5)

У.:-И сегодня она королева нашего урока..

- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!

У.:-А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.

7. Изучение новой буквы.

У.:- Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.

Рая

Звукобуквенный анализ слова .(слайд 6)

У.:-Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]

У.:-Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.

Прочитаем дружно слоги на экране.( слайд 7)

У.:- Какой звук мы слышим на конце каждого слога?

О.:-[а]

У.:-Какой звук стоит в каждом слоге перед я?

О.:- согласный

У.:- Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

Прочитаем следующие слова ( слайд 8)

Работа со звуками. На столе у учащихся лежат заранее приготовленные рисунки .

Обведем контур звуковки красным цветом. Впечатаем звук [ й] и закрасим тапочек зеленым цветом, впечатаем звук [ а ] и закрасим тапочек красным цветом.

Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111

У.:-Сделаем вывод- какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)

Давайте найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.

8. Физминутка.

Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

7.Работа по учебнику. С.110

Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

У.:- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

О.:- (наша страна).

У.:- Как называется наша страна.

О.:-( Россия)

У.:- Назовите главный город нашей страны.

О.:-( Москва)

У.:-Что еще есть у каждого государства?

О.:- ( Флаг , герб, гимн)

Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.( слайд 10)

А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.

А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.

  1. Обобщение и систематизация открытых умений и знаний.

8.Анаграмма. 31 4 2 ( 11слайд)

Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.

У.:-Сколько в слове букв?

О.:- (4)

У.:- Звуков?

О.:-( 5)

Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст на экране.( слайд 12)

У.:- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".

С.112( дети читают)

9.Работа в парах. (Взаимоопросник) Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? ( уч-ся используют смайлики)

Учащиеся получают каждый на парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.

Проверим ваши результаты.(слайд 15).

Составим таблицу верных и неверных утверждений.

Вопросы

+

-

Маяк – это башня с сигнальными огнями.

да


Маяк сигналит людям об опасности.


нет

Маяк указывает путь к берегу

да


В слове маяк 4 буквы и 4 звука.


нет




А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить.Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16

Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)

А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы запомнили?

- Ребята, с каким заданием вы легко справились?

- Что вызвало у вас затруднение?

- Что на уроке вам больше всего понравилось?

Рефлексия.

-Предлагаю вам небольшую анкету.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным





Сказка про букву Я


Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.