Урок в 1 «В» классе
Предмет: Родное слово
Тема: Гласные после шипящих. Жи – ши.
С.Я.Маршак «Тихая сказка»
Цели Правильно писать буквы Оо, их соединение в словах с другими буквами, усвоить правило правописания жи – ши, познакомить с произведением С.Я.Маршака «Тихая сказка», формирование умения находить в тексте слова по новому правилу,
развитие беглого, осознанного и выразительного чтения, каллиграфического письма, памяти, внимания, наблюдения.
воспитание чувства ответственности, чувства бережного отношения к окружающей природе, привитие интереса к уроку.
Оборудование: мультимедийный проектор, предметные картинки, видеозапись, ватман, клей, ручки, тетради, оценочные карточки, индивидуальные карточки, костюмы героев для инсценирования сказки
Ход урока:
1.Самоопределение деятельности. Организационный момент. Сообщение цели урока.
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришло много гостей, которые хотят увидеть, чему мы научились. Давайте постараемся показать все свои знания.
Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, изучим новую тему «Гласные после шипящих…Жи - ши», познакомимся с писателем С.Я.Маршаком и его произведением «Тихая сказка».
Виды работы будут разнообразными, это и индивидуальная работа, и групповая, и работа в паре. На уроке вы будете оценивать друг друга с помощью наших сигнальных карточек.
Прежде, чем начать урок, я бы хотела, чтобы вы выбрали себе любой понравившийся вам цветной квадратик.
( Выбор квадратиков по желанию детей - деление на группы)
2. Оформление тетради. ( правила письма)
- число, классная работа
- минутка чистописания Оо, олень
3. Повторение
- индивидуальные карточки ( 3ученика)
-чтение домашнего текста «Сосульки»
- звуко – буквенный ( цветной) анализ данного слова - красный, зеленый, красный, зеленый)
- инсценирование домашнего текста «Сосульки»
4. Звуковая разминка. Читай и повторяй!
- чтение разминки учителем, затем – учениками
- Ребята, посмотрите внимательно на этот слайд, подумайте, какие слова пишутся так, а произносятся по-другому…
- Верно, это слова: жил, шил, жилет
- А сейчас я предлагаю продолжить работать над этой темой, но уже в группе.
5. Работа в группе.
Дети становятся по группам: 1 группа – красный цвет ( гласные), 2 группа – синий цвет ( согласные твердые), 3 группа – зеленый цвет ( согласные мягкие)
Задания: 1 группа – собрать все картинки, где есть сочетание ЖИ
2 группа - собрать все картинки, где есть сочетание ШИ
3 группа - собрать все картинки, где есть сочетание ШИ и ЖИ
6. Презентация своей работы.
7. Работа в тетрадях. Запись слов в тетрадь.
Лыжи, мыши, карандаши.
8. Физминутка.
9. Работа с учебником.
- Ребята, вы все презентовали свои работы, сделали соответствующий вывод, а теперь я вам предлагаю открыть учебник на странице 103 и прочитать правило. Так значит правильно ли мы сделали вывод?
( Слоги жи и ши пиши с буквой и!)
10. Развитие речи. Знакомство с С.Я.Маршаком и его произведением «Тихая сказка»
- беседа учителя об авторе.
Родился Самуил Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Фамилия рода «Маршак» происходит от известного раввина Аарона Кайдановера, и в кратком переводе означает – «наш учитель». Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.
Начало творческого пути
В 1911 году писатель совершает путешествие на Ближний Восток в качестве корреспондента газеты. Он посещает Грецию, Турцию, Палестину и Сирию. Под впечатлением от поездки, Маршак пишет одни из самых удачных своих стихотворений того периода. В путешествии он знакомится со своей будущей женой Софьей.
Литературная карьера
После свадьбы в 1912 году пара уезжает в Англию. Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить на русский язык сонеты В. Шекспира, стихотворения У. Блейка, Р. Киплинга, Дж. Остин, баллады и песни Р. Бернса. Переводы, сделанные им, стали классическими, а сам Маршак получил почетное звание гражданина Шотландии.
Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько театров для детей. За свою биографию Самуил Маршак сочинил много произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем Самуил Маршак некоторое время писал в жанре сатиры.
Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество, среди которых Ленинская и Сталинская премии.
Смерть и наследие
Умер Самуил Маршак 4 июля 1964 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Книги Самуила Яковлевича Маршака были переведены на многие языки. Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во многих городах: в родном Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте и других.
- книжная выставка ( «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», «Мяч»)
11. Работа с текстом.
- чтение сказки учителем
- жужжащее чтение
- словарная работа ( вдоль дорожек, глухих троп, народ лесной, идут на грабежи)
- чтение с меткой ( прочитать в паре и найти слова на изучаемое правило): жили, ежиха, ежик, в тиши, на грабежи, ежи.
12. Работа в тетрадях.
- упражнение 2 страница 103 ( письмо под диктовку)
- упражнение 7 страница 105 ( самостоятельное письмо)
13. Итог урока. Домашнее задание – упражнение 3 страница 103
14. Комментирование оценок за урок.
15. Рефлексия.
(с помощью сигнальных карточек каждый ребенок оценивает урок)