Конспект урока
по окружающему миру
Тема:
Развитие и размножение животных
Учитель: Зюганова Елена Николаевна
2017 г.
Тема: «Развитие и размножение животных »
Цель: познакомиться с особенностями развития и размножения животных
Задачи: формировать в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные УУД :
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- умение определять своё отношение к миру.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока;
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения.
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выдвижение гипотез.
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
технология проблемно - диалогического обучения
технология продуктивного чтения
технология оценки учебных успехов
технология групповой работы
Оборудование: учебник, таблицы, картинки, презентация.
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з
- Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Весенние изменения в природе

3. Актуализация знаний.
- Весна вносит изменения и в жизнь животных.
Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)
Слайд 2
А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)
– Приведите примеры.
Слайд 3
Слайд 4
А следующий мой вопрос подведёт нас к новой теме. Давайте попробуем, вспомнив предыдущий материал, ответить на вопрос: на какие группы можно разделить животных, учитывая способы размножения? (Яйцекладущие; животные, которые мечут икру в воду; живородящие.)
Слайд 5
4. Создание проблемной ситуации
Я вижу, что вы готовы открывать новые знания. Как вы думаете всё ли мы знаем о группе животных, и их представителях? А напишите, как называются детёныши у животных. Слайд 6
У лисы - … (лисёнок)
У утки - … (утёнок)
У бабочки - … (гусеница)
У рыбы - … (малёк)
У кузнечика-…(личинка)
У змеи - … (змейка)
(не совсем точно, если не знаете, оставьте место)
-Ребята, а кем в детстве была лягушка? А крокодил? Змея?
-Почему получились разные ответы?
-Вот видите мы не всё знаем о группах животных.
-Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?
-О чём вы хотите узнать сегодня на уроке?
5. Сообщение темы
Животные, как и все другие живые существа, размножаются. Сегодня мы поговорим о том, какие особенности размножения и развития характерны для разных групп животных.
Сформулируйте тему урока? Слайд 7
Сформулируйте задачи урока. Поставьте вопросы. Слайд 8
1.Как размножаются насекомые?
2.Как размножаются рыбы?
3.Как размножатся рыбы, земноводные, рептилии?
4.Как размножаются птицы?
5.Как размножаются звери?
6. Открытие детьми новых знаний.
1) Коллективная работа по учебнику стр. 73
– Какие из животных откладывают яйца? -Насекомые, пресмыкающиеся, птицы
-Какие из животных мечут икру? -Рыбы, земноводные.
-Чем отличается размножение зверей от других животных? -Звери рождают детенышей
Размножение и развитие млекопитающих: ДЕТЁНЫШ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ Слайд 9
2)Работа в группах Слайд 10 -14
-Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.
1группа
Насекомые
2группа
Рыбы
3группа
Земноводные
4 группа
Пресмыкающиеся
5 группа
Птицы
Задание:
Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
Размножение и развитие насекомых: Слайд 10
1 вариант - составить развитие бабочки; 2 вариант – развитие кузнечика
ЯЙЦО – ЛИЧИНКА (ГУСЕНИЦА) - КУКОЛКА - ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ;
ЯЙЦО – ЛИЧИНКА – ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ
Размножение и развитие рыб: Слайд 11
ИКРА МАЛЁК ВЗРОСЛАЯ РЫБА
Размножение и развитие земноводных: Слайд 12
Икра - головастик - лягушка.
Размножение и развитие пресмыкающихся: Слайд 13
ЯЙЦА – ДЕТЁНЫШИ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ
Размножение и развитие птиц: Слайд 14
ЯЙЦО – ПТЕНЕЦ – ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА
7. Закрепление изученного
Блиц-опрос. Слайд 15
Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)
Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.)
В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.)
В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? ( Заботятся о потомстве.)
Какой вывод можно сделать о размножении животных? Слайд 16
(Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца и икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых - личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб - головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых особей.)
8. Итог урока. Релаксация. Слайд 17
-Что нового узнали на уроке?
- А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно в течении урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.
Приложение









Детёныш медвежонок медведь



Яйца змейки питон



Яйца цыплёнок курица




Яйца гусеница куколка бабочка



Икра головастик лягушка


Икра малёк карась
Карточки для работы в группах.
1группа. Насекомые
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 78. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
2группа. Рыбы
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 76. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
3 группа. Земноводные.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 77. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
4группа. Пресмыкающиеся.
Прочитать научно-познавательный текст см. Приложение. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
5 группа. Птицы.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 74 -75. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
Приложение.
Черепахи - отряд пресмыкающихся, существующий на протяжении 250 миллионов лет, живущих как в воде, так и на суше. Все известные науке современные черепахи животные яйцекладущие. Самки откладывают яйца в кувшинообразную ямку, которую они выкапывают задними лапами (некоторые - в собственные жилые норы (гофер) или в гнёзда крокодилов), смачивая грунт выпрыскиваемой из организма жидкостью. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху ударами пластрона. Яйца шарообразные или эллиптические, белого цвета, обычно покрыты твёрдой известковой скорлупой. Лишь у морских и некоторых бокошейных черепах яйца имеют мягкую кожистую оболочку. Число откладываемых яиц колеблется у разных видов от одного до двух сотен.
Ящерицы. Большинство видов ящериц яйцекладущи, некоторые - яйцеживородящи. При этом материнское животное не откладывает яйца или икру, а вынашивает их внутри себя. Детёныши покидают яйцевую оболочку ещё в теле матери и после этого рождаются.
Большинство ящериц откладывают яйца. Обычно яйца имеют тонкую кожистую оболочку, реже (в основном у гекконов) - плотную, известковую. Количество яиц у различных видов различно и может колебаться от 1-2 до нескольких десятков. Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места - в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и т. д. Некоторые гекконы приклеивают яйца к стволам и ветвям деревьев, в местах выходов скальных пород и т. п. В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Среди наших ящериц это желтопузик. Самки этого вида не только охраняют кладку, но и ухаживают за ней - периодически переворачивают, очищают от мусора.
Некоторое время после вылупления молодых желтопузиков самки продолжают их защищать и даже уступают пищу.
К одной из форм заботы о потомстве может быть отнесена и способность некоторых ящериц задерживать откладку яиц, выжидая наступления благоприятных для этого условий. Так, у прыткой ящерицы откладка яиц может задерживаться на 20 суток. У других же, например у живородящей ящерицы, - вплоть до вылупления.
Одна из причин, вызывающих живорождение, холодный климат. Интересно, что даже ящерицы одного и того же вида в зависимости от высоты обитания над уровнем моря могут или откладывать яйца, или рожать живых детёнышей.
Различные виды змей по-разному размножаются. Скажем, гремучие змеи, медноголовки, водяные змеи не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей. Известны змеи, которые могут родить за раз до 75 детёнышей. Другие змеи откладывают яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под брёвнами или в пустых пнях. По форме змеиные яйца несколько отличаются от куриных: они поменьше и подлиннее. Хотя яйца крупных змей могут и не уступать по размеру куриным.
Скорлупа змеиного яйца достаточно прочна, напоминает кожицу. Количество яиц в кладке различается в зависимости от вида змеи. Больше всех яиц, наверное, откладывает питон. Индийский питон может отложить за один раз до 107 яиц.
Яйца обычно вылеживаются под солнцем или в тепле, выделяемом гниющей растительностью. Иногда змеи сторожат яйца, свернувшись вокруг них кольцом.
Но кто же заботиться о подрастающем потомстве, если количество яиц в кладке достигает 100 штук? Да никто! Все маленькие змеи способны позаботиться о себе сами с момента рождения.