Т
Экологический календарь.
Закреплять знание о календарях; сформировать понятие «экология»; познакомить с экологическим календарем и основными экологическими праздниками.
Развивать мышление, речь, память, умение работать со словарем.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Комбинированный
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, журнал «В мире интересного», календарь, жетоны, плакат настроения, экологический словарик, красная книга Смоленской области.
Нетрадиционная: урок – устный журнал.
ема:
Цели:
Тип урока:
Оборудование:
Форма:
I.Оргмомент.
II.Актуализация знаний.
Демонстрация
Фронтальный опрос
III. Сообщение темы и целей урока.
Подготовка к изучению нового.
Работа с экологическими словариками, чтение
Демонстрация
Беседа
- Ребята, давайте представим, что мы с вами работаем в редакции журнала. Нам поручили задание – выпустить журнал, который будет называться «В мире интересного». Страницами журнала будут руководить редакторы. Давайте их поприветствуем.
Отдел заповедников и национальных парков.
Отдел воды.
Отдел птиц.
Отдел Земли.
Отдел окружающей среды.
Отдел защиты животных.
- Мы все должны сегодня на уроке работать добросовестно, быть внимательными, выполнять все задания, чтобы у нас всё получилось. За свои ответы вы будете получать жетоны. В конце урока мы посчитаем, сколько каждый из вас заработал жетонов, и вы получите оценки за работу на уроке. Тот, у кого их будет больше всего, получит приз.
- Но для начала давайте проведем разминку и вспомним материал прошлых уроков.
-Что такое календарь? (Издание, которое содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев)
- Зачем нужны календари?
- Какие бывают календари?
- Какие государственные праздники вы знаете?
-Какие дни называются погодоуказательными? (По которым раньше угадывали погоду)
- Какие народные приметы погоды вы знаете?
- Вы познакомились с разными видами календарей: с народным, с общественным. Сегодня вы узнаете ещё об одном виде календаря –экологическом. Мы узнаем основные даты экологического календаря и сами его составим.
Посмотрите на тему урока. Какой понятие лежит в основе? Какое слово главное? (Экология)
Как вы думаете, что оно обозначает?
Посмотрите в экологический словарик, который лежит у вас на парте. Прочитаем определение. (Наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человеком).
Приведите примеры живой и неживой природы.
Другими словами экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме, на планете Земля.
В любом доме жильцы должны заботиться о чистоте и порядке в нем. А всё ли в порядке в нашем доме?
Демонстрация
Работа с учебником, чтение
Демонстрация
Изучение нового.
Рассказ ученика, слушание
Демонстрация
Работа с экологическими словариками, чтение
Демонстрация
Демонстрация
Работа с экологическими словариками, чтение
Демонстрация
Как люди охраняют природу? (Строят очистительные устройства, создают заповедники).
Почему нужно заботиться о природе?
А в нашем городе природа страдает? Как?
Что нам нужно делать, чтобы помочь природе нашего города?
Если бы вы были учеными-экологами, то какой бы цвет вы выбрали для своей науки?
Откроем учебник на с.49 и прочитаем об этом.
Итак, какого цвета флаг экологов? Как вы думаете почему?
Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, ученые предложили ввести и отмечать экологические праздники. В эти дни люди вспоминают, что они живут в одном общем доме, который надо беречь. Именно из этих экологических праздников складывается экологический календарь на весь год.
Я принесла на урок календарь. Сейчас он обычный. Но к концу урока он станет экологическим, потому что мы будем отмечать в нем экологические праздники.
Давайте узнаем о первом экологическом празднике. Расскажет нам о нем представитель отдела заповедников и национальных парков. Слушайте обо всех праздниках очень внимательно, запоминайте названия и даты, т.к. мы будем редактировать страницы журнала и заполнять пропуски.
11 января отмечается Всероссийский день заповедников и национальных парков. Этот праздник проводиться 11 января не случайно. Именно в этот день был создан первый государственный заповедник. Люди создают заповедники и национальные парки, чтобы сохранить прекрасные уголки природы.
Найдите в экологических словариках определение заповедника и национального парка. Прочитаем их.
Чем отличается национальный парк от заповедника?
Для чего они создаются?
Какой праздник отмечается 11 января?
Посмотрите на карту на слайде. Здесь точками обозначены все заповедники России. Их более ста. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Астраханский заповедник. Он расположен в Астраханской области. Здесь обитают многие виды птиц, рыб, млекопитающих.
Воронежский заповедник. Расположен в Воронежской области. Здесь живут многие виды птиц, животных, растений. Также охраняются редкие виды, которые внесены в Красную книгу.
Что такое Красная книга?
Найдем определение в словариках и прочитаем его.
На слайде вы видите Красную книгу РФ. Но есть также Красная книга Смоленской области. Посмотрите на нее. С ней вы более подробно можете познакомиться самостоятельно.
Рассказ ученика, слушание
Демонстрация
Демонстрация
Рассказ ученика, слушание
Демонстрация
Работа с экологическими словариками, чтение
Слушание аудиозаписи
Рассказ ученика, слушание
Демонстрация
Итак, как называется первый экологический праздник? Когда он отмечается?
Сделаем отметку в нашем календаре.
О следующем празднике нам расскажет редактор отдела воды.
Каждый год 22 марта в мире проходит Всемирный день воды. В этот день мы вспоминаем о важности самого ценного источника жизни нашей планеты. Отмечать этот день стали 20 лет назад. Эта стихия играет огромную роль практически во всем: мы пьем воду, моемся и стираем в ней, с ее помощью боремся с огнем. Вода нужна всему живому. Беречь воду, охранять её чистоту должны все люди Земли.
Почему вода так важна?
Зачем нужно охранять воду?
Как называется праздник? Когда он отмечается?
Сделаем отметку в календаре.
Узнаем о следующем экологическом празднике. Поможет нам в этом редактор отдела птиц.
1 апреля отмечается Международный день птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Многоцветный и яркий мир нельзя представить себе без птиц. Они радуют нас красотой и прекрасным пением. Но в настоящее время многие виды птиц находятся на грани вымирания. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Почему надо охранять птиц?
Найдите в словариках кто такие орнитологи?
Ученые-орнитологи предупреждают: если исчезнут птицы, то наступит экологическая катастрофа, так как птицы уничтожают вредителей в лесах, полях и садах.
Давайте закроем глаза и послушаем прекрасное пение птиц. Представьте, что вы находитесь в лесу.
Как называется праздник? Когда он отмечается?
Сделаем отметку в календаре.
Узнаем о следующем экологическом празднике. Предоставим слово редактору отдела Земли.
22 апреля празднуется День Земли. Ученые мира собираются в этот день для обсуждения экологических проблем. В разных странах организуются мероприятия и акции: выставки, закрытие автомобильного движения, уборка территории и посадка деревьев. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц.
Когда отмечается День Земли?
Почему надо беречь Землю?
Земля — это единственна планета, на которой есть жизнь. Это дом для людей, растений и животных. Космонавты говорят, что из космоса наша планета голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы на Земле были голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса, а не горы мусора.
Физминутка
Рассказ ученика, слушание
Демонстрация
Рассказ ученика, слушание
Демонстрация
VI.Закрепление.
Демонстрация
Как называется праздник? Когда он отмечается?
Сделаем отметку в календаре.
Немного отдохнем. Я буду называть объекты живой и неживой природы. Если я назову объект живой природы, то вы подпрыгиваете и делаете один хлопок. Если я назову объект неживой природы, то вы приседаете и поднимаете руки вверх. Будьте внимательны.
Стол, кошка, человек, камень, доска, улитка, дерево, дом, роза, растение.
Познакомимся со следующим экологическим праздником. О нем нам расскажет редактор отдела окружающей среды.
5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды. Это повод для того, чтобы задуматься о ее проблемах, ведь экология на планете с каждым годом ухудшается. В этот день в мире проходят различные мероприятия. Это «народное событие», которое сопровождается красочными зрелищами. Проводятся митинги, парады велосипедистов, концерты, конкурсы, посадка деревьев, а также уборки территории.
Что такое окружающая среда?
Как на человека влияет окружающая среда?
Если засоряется воздух, вода, почва, то страдает вся окружающая среда и вместе с ней человек. Охрана окружающей среды — это охрана самого человека, нашего будущего и той жизни, которая будет на Земле после нас.
Как называется праздник? Когда он отмечается?
Сделаем отметку в календаре.
О последнем экологическом празднике нам расскажет редактор отдела животных.
4 октября отмечается Международный день защиты животных. Животные играют огромную роль в природе. Вырубая лес, загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Хозяйственная деятельность людей и охота привели к тому, что одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Они внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти!
Почему надо охранять животных?
Как называется праздник? Когда он отмечается?
Сделаем отметку в календаре.
Спасибо всем ребятам, которые подготовились к уроку.
Посмотрите на календарь, который у нас получился. Он стал экологическим. Сколько получилось экологических праздников?
Почему они так разнообразны?
Работа в рабочих тетрадях
Обобщение.
Фронтальный опрос
1. Была река, текла река —
Вдруг, на глазах исчезнув,
Она нырнула свысока,
С обрыва, словно в бездну. (Водопад)
2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Река)
3. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
4. По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (Бархан)
5. От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его? … (Овраг)
6. Я и туча, и туман,
И ручей,и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
7. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (Гора)
8. Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Воздух)
9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
10. Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
11. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
12. Зимой молчат,
Весной зажурчат,
Жителей лесных
Водой напоят. (Ручьи)
Ещё раз повторим, что такое экология?
Что такое экологический календарь?
Зачем нужны экологические праздники?
С какими экологическими праздниками вы сегодня познакомились на уроке?
Почему мы должны беречь и защищать окружающую среду?
Демонстрация
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
- Сегодня мы с вами создавали журнал «В мире интересного». Давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Этот журнал останется в вашем классе, и вы всегда будете помнить об экологических праздниках.
- Посчитайте, сколько каждый из вас получил жетонов на уроке. У кого 20 жетонов и больше – получает за работу на уроке 5. У кого 14-20 жетонов – получает за урок 4. Тот, кто получил меньше 13 жетонов, должен стараться быть активнее. Тот, кто заработал жетонов больше всего, получает медаль «Юного эколога».
- На доске вы видите круг. Каждая пара учеников должна подойти к доске и нарисовать внутри круга своё настроение. Если оно у вас хорошее и вам понравился урок, то нарисуйте веселый смайлик, а если кому-то было не комфортно на уроке или неинтересно, то нарисуйте грустный смайлик.