Тип урока: открытие «нового знания».
Тема: «Домашние опасности»
Цель урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать в быту; изучить правила безопасности в доме.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Метапредметные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение.
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Предметные:
Оборудование: Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир», с. 62., , Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», с. 41, батарейки, раздаточный материал (изображения).
План урока:
Мотивация к учебной деятельности (1 мин);
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (2 мин);
Выявление места и причины затруднения (1 мин);
Построение и реализация проекта выхода из затруднения (13 мин);
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (12 мин);
Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (3 мин);
Включение в систему знаний и повторений (6 мин);
Рефлексия (1 мин).
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности (1 мин)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (2 мин)
-Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Школа пешеходов)
-Давайте вспомним правила дорожного движения.
-Где нужно переходить дорогу?
Ответ ученика: Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу - «зебре».
Для пешеходов есть тротуар и пешеходная дорожка.
-Есть тихие улицы, где нет светофора, пешеходного перехода, как переходить дорогу?
Ответ ученика: Если светофора нет, начиная переход, сначала надо осмотреть всю дорогу, затем посмотреть налево, дойти до середины дороги... Потом посмотреть направо, если приближается машина, не пытаться перебегать дорогу, надо подождать пока она проедет, потом переходить дорогу дальше.
-Как категорически запрещено переходить дорогу?
Ответ ученика: Нельзя перебегать дорогу перед движущейся машиной.
-Какие бывают светофоры?
Ответ ученика: Есть светофоры для транспорта, есть светофоры для пешеходов.
-Какую роль выполняет светофор?
Ответ ученика: Светофор регулирует движение транспорта и пешеходов на дороге.
-Что означает красный сигнал светофора?
Ответ ученика: Когда горит красный сигнал светофора, надо остановиться.
-Что означает желтый сигнал светофора?
Ответ ученика: Желтый сигнал светофора говорит нам о том, что нужно приготовиться
-Что означает зеленый сигнал светофора?
Ответ ученика: На зеленый сигнал светофора - можно переходить дорогу.
-Как называются эти дорожные знаки?
Ответ ученика: Пешеходный переход, движение на велосипедах запрещено, движение пешеходов запрещено. - Ребята! Будьте осторожны и внимательны на дороге!
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин)
- Ребята, повторив правила дорожного движения, мы будем чувствовать себя в большей безопасности на улицах нашего посёлка.
Загадка: Окна, крыша, дверь, труба.
Все вы входите туда. (дом) .
У русского народа есть пословица:
Мой дом – моя крепость.
- Вы полностью согласны с пословицей? Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Ответы детей).
Ребята, у нас зашифрованное слово:
Анаграмма: ПСНОТИОАС (Опасности).
Мы говорим о том , что мы дома себя будем чувствовать в полной безопасности, а у нас слово получилось ОПАСНОСТЬ?
Можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности? Нельзя, т.к. дома нас подстерегают домашние опасности, а вот какие мы определим на уроке. Определим, как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать.
IV. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (13 мин)
- Прочитайте тему нашего урока на странице 18 в учебнике.
- Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: основные правила безопасного поведения в быту.
- Мы сегодня будем путешествовать по дому и посмотрим на него с другой стороны.
- Могут ли вас дома подстерегать опасности? (ответы учеников)
Посмотрите сколько различных предметов находится в доме.
Разделите эти предметы на четыре группы:
Острые и колющие предметы
Электроприборы
Лекарства и бытовая химия
Газ
( от каждой группы выступает один учащийся с сообщением какие предметы они отнесли в каждую группу )
У вас лежат таблички – памятки, которые мы будем заполнять в течение урока. На что вы обратили внимание? (Каждая группа предметов необходима и опасна. Поэтому надо знать, как ею пользоваться.)
Название группы | Помощь | Опасность | Как пользоваться |
Острые, колющие и режущие предметы | | | |
Электроприборы | | | |
Лекарства и бытовая химия | | | |
Газ | | | |
Окна, балкон | | | |
? (вода) | | | |
4. 1. Острые, колющие и режущие предметы
Отгадай загадки:
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы) Помощь. Опасность. – Таблица - памятка
Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка) Помощь. Опасность.
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь) Помощь. Опасность.
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку,
свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Помощь. Опасность.
Вывод: Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Правила пользования.
1. Передавать ручкой вперёд.
2. Мыть или обтирать голыми руками. (Нельзя)
3. Ножом пользоваться под присмотром взрослых.
4. Во время пользования предметом, размахивать руками. (Нельзя)
Физкультминутка
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -Надо чаще приседать.(Приседания.)
Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
2. Электроприборы
Назовите предметы одним словом. (Электроприборы) Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.
Помощь. Опасность. – Таблица – памятка
Работа в парах / группах.
Составьте правила к этим знакам.

Правила пользования электроприборами.
1.Электроприборы выключать из розетки при уходе из дома. (кроме холодильника)
2. Не пользоваться прибором с оголенным проводом.
3. Горячий утюг ставить на «подошву». (Нельзя)
4. Пытаться самим отремонтировать неисправные приборы. (Нельзя)
5. Влажными руками не прикасаться к электроприборам.
3. Газ
Отгадай загадку.
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
Помощь. Опасность. – Таблица - памятка
Газ может быть очень опасным. Скопившись на кухне, газ может взорваться. Газом можно отравиться. А ещё он тоже может стать причиной пожара.
Если ты почувствовал запах газа.
- Сразу скажи об этом взрослым.
- Если взрослых нет дома, выключи конфорки и перекрой газовый кран.
- Не включай свет и электроприборы. Не зажигай спички и свечи.
- Открой окно на кухне, окно в комнате и балконную дверь.
Вывод: Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Звоните срочно 04.
Правила пользования.
1.Использовать включенный газ, как способ согреться. (Нельзя)
2. Не оставлять без присмотра посуду на включенной плите.
3.Не пытаться самостоятельно отремонтировать неполадки в плите.
4. Лекарства и бытовая химия
Помощь. Опасность. – Таблица – памятка
Если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Правила пользования.
1.Лекарства принимать по назначению врача.
2. Разноцветные таблетки – это не всегда витамины.
3. Пробовать на вкус любую красивую жидкость. (Нельзя)
5. Окна и балконы.
Отгадайте загадку.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной
Нет пути передо мной.
Я и дома - и не дома,
Между небом и землей,
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я? (На балконе)
Помощь. Опасность. – Таблица – памятка
Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. При этом ничего не стоит свалиться.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (12 мин)
Рассмотрите иллюстрацию на следующем слайде и обсудите, почему в комнату Серёжи страшно войти.
Какие же опасности нас подстерегают дома?
- Какую ещё опасность можно здесь увидеть? (Вода)
- А как вы запомнили правила пользования ими, вы сейчас проверите, выполнив тест.
Откройте учебник на странице 18, Рассмотрите рисунок. Назовите приборы, которые изображены, для чего они служат?
- А есть ли среди них приборы, которые выполняют одинаковую работу? Назовите их.
- Назовите приборы, которые работают от электричества?
- А вы согласны, что с помощью электричества все быстрее и проще сделать?
- Ребята, запомните: эти приборы могут не только друзьями, но и врагами, если с ними обращаться не правильно или неосторожно. Электричество опасно! Никогда не прикасайтесь к оголённым проводам! Не трогайте выключатель и розетку мокрыми руками! Осторожно обращайтесь с электроприборами!
- Без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы вставляем вилку в розетку – и происходит чудо: электроприбор оживает.
- Как вы думаете почему? Проследите на странице 63 в учебнике путь электричества в наш дом.
-Потому что в розетке есть электрический ток. Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, энергия солнца и ветра. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры.
- Подумайте, почему нужно экономить электричество? Как это можно делать?
-Почему горит фонарик? Откуда здесь электрический ток?
- В батарейках вырабатывается электричество. (Демонстрация батареек.)
- Батарейки бывают разные по форме и по размеру.
- Перечислите, что может работать от батареек?
VII. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (3 мин)
- Откройте ваши рабочие тетради на стр. 41.
- Посмотрите на упр. 2
- Посмотрите на рисунки. Ваша задача найти приборы, которые работают от розетки, и соединить, их красным карандашом с розеткой.
- А потом найти приборы, которые работают от батареек, и соединить, их синим карандашом с батарейками.
- На выполнения задания у вас 2 мин.
- Кто хочет назвать предметы, которые мы с вами отнесли к приборам, которые работают от розетки?
- Кто хочет назвать предметы, которые мы с вами отнесли к приборам, которые работают от батареек?
- Молодцы. Как вы сегодня хорошо работаете.
Физкультминутка (1 мин)
Вы, наверное, устали,
Ну, тогда все дружно встали
Ногами потопали
Руками похлопали
Наклонились вправо
Наклонились влево
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки быстро закрываем,
Дружно до 5 считаем:
Один, два, три, четыре, пять
Открываем. Поморгаем.
И работать продолжаем.
VIII. Включение в систему знаний и повторений (6 мин)
- Ребята, кто запомнил, откуда же в наш дом приходит электричество? (определение на стр. 67)
- Когда электричество может быть опасным?
- Ребята, а какие правила безопасности при пользовании электричеством вы знаете?
Правила
1. Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
2. Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.
3. Не прикасайся к оголенным проводам!
4. Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель, скажи об этом взрослым.
5. Когда уходишь из дома, из класса, не забывай выключать свет и электроприборы.
- Какие правила вы запомнили?
IX. Рефлексия (1 мин)
-Ребята, вспомните тему нашего урока?
-Какие цели вы для себя ставили? Достигли вы их?
-Что нового вы узнали на уроке?
- Понадобятся ли вам эти знания в жизни?
-Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалю себя за…
После этого урока мне захотелось…
Домашнее задание: р.т №4 стр 14.