Урок окружающего мира по теме "Март-капельник. Лесные новости"
Цели урока:
формировать представление об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны, расширить знания обучающихся о первом месяце весны и его особенностях.
развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;умение работать в группах;воспитывать интерес и любовь к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
– понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.
Межпредметные:
– умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,
– высказывать и аргументировать своё мнение.
– умеют работать в парах и в группах,
– отделять значимую информацию от второстепенной,
– давать оценку своей работе и работе товарища.
Предметные:
– ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, названия раннецветущих растений;
– учатся наблюдать за изменениями в природе.
Оборудование урока:
Тексты для работы в группах Учебник Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир 1 класс”, презентация , компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые образовательные технологии: исследовательские методы обучения, здоровьесберегающие,
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах, в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Сообщение темы.
– Сегодня на уроках вы будете работать группами, будете оценивать свою работу
– Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
– Какие времена года вы знаете? (Прослушивание звуков природы.)
– Определите тему нашего урока. Прочитайте на слайде.
– Лесные жители услышали, что пришла весна и решили собрать лесное собрание.
– Итак, мы отправляемся в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
– Подчеркните на ваших листочках признаки весны. (Проверка.)
III. Знакомство с признаками весны в природе.
Чтение слушание текста учебника страница 56.
– Ребята, вы можете сказать об ответах зверей?
(Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)
IV. Физкультминутка
Мы шли-шли-шли,
Подснежник слева нашли,
На корточки присели
Тихонько посмотрели.
Встали и
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли,
Подснежник справа нашли,
На корточки присели
Тихонько посмотрели
Встали и
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли
На полянку пришли.
Посмотрите вокруг
Здесь подснежники цветут.
Мы опять пошли и домой пришли.
– Возникает вопрос: Кто же прав? Какое основное, главное изменение в природе весной? Как вы думаете?
– Почему прилетают птицы? (Стало теплее, появляется корм.)
– Почему просыпаются звери? (Стало теплее, можно найти еду.)
– Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? (Стало теплее.)
– Значит, какое изменение в природе весной самое главное? (“Потепление”.)
V. Работа в группах.
– Мы сейчас с вами слышали разговоры животных. Узнали их новости, а мы с вами, откуда можем узнать о какой-нибудь новости.
1-я группа.
Прочитайте текст, выберите из текста как в народе называют март.
Название месяца “март” пришло на Русь поздно и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: сухий, протальник, солнцегрей, водотёк, капельник, грачевник и отражали они природные явления этого времени года – затяжную борьбу тепла и холода.
2-я группа.
– Прочитайте народные приметы о птицах. Выберите только те, в которых говорится о первой весенней птице – граче.
Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.
Если грачи прямо на гнездо летят – будет дружная весна.
Грач на горе – весна на дворе.
Ласточка низко – будет дождь.
Если синица стучит в окно – ждите замечательных известий или гостей.
Работа в парах
Собери пословицы о весне.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Матушка весна всем красна.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Выступают по группам.
Давайте вернёмся к нашей сегодняшней теме “Март-капельник. Лесные новости”. Какие вы сегодня узнали новости. Почему так называют март?
VI. Подведение итогов урока.
– Сегодня на уроке мы с вами побывали на лесном собрании и узнали много нового. А откуда мы ещё можем узнавать новости? Я вам предлагаю экран и предлагаю сообщить нам свою новость.
Сегодня я узнал…
Мне было интересно...
У меня получилось...
Было трудно...
Я смог...
Меня удивило...
Мне захотелось...