• познакомить детей с понятием, что такое Кремль, с историей его строительства в течение веков.
• развивать наблюдательность, навыки исследовательской деятельности, способности анализировать, обобщать и делать выводы.
• воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного, трепетного отношения к историческому наследию России; любознательность и пытливость в процессе учения;
• воспитывать интерес к предмету окружающий мир.
I. Личностные результаты:
• осознание собственной успешности при изучении учебной темы.
II. Метапредметные результаты:
• оценивать результат деятельности.
• раскрывать значение выражения «Московский Кремль», и использовать его в активном словаре;
• использовать приобретённые знания для составления сообщения о Московском кремле.
• формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога;
• адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;
• согласовывать позиции и находить общее решение.
• формировать интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями;
• научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | УУД |
Мотивация к деятельности. | 1. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать. 2.Ребята, эпиграф нашего урока: «Москва, как много в этом звуке Для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!..» А.С.Пушкин | Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного |
Актуализация имеющихся знаний | - Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке. (Всемирное наследие) -Что обозначают элементы эмблемы Всемирного наследия? (Круг символизирует природу, квадрат – творения человека). -Назовите объекты Всемирного наследия в России. (В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Росси́йской Федера́ции значится 25 наименований (на 2012 год). 15 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения, и 10 объектов включены по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности. Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 26 объектов на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и окрестностей, культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», белокаменные памятники Владимира и Суздаля, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, центральный Сихотэ-Алинь, золотые Алтайские горы, Убсунурская котловина, Западный Кавказ, историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль», ансамбль Ферапонтова монастыря, Куршская коса, цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента, Остров Врангеля, ансамбль Новодевичьего монастыря, исторический центр Ярославля, геодезическая дуга Струве, плато Путорана, Ленские столбы). -Назовите объекты Всемирного наследия в других странах. (По состоянию на 2013 год в Списке всемирного наследия — 981 объект, из которых 759 являются культурными, 193 — природными и 29 — смешанными. ). | Актуализируют пройденный материал.
Отвечают на вопросы.
| Познавательные УУД: - понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; -(информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации): -работа с алфавитом, нахождение букв, соответствующих порядковому номеру в алфавите. Регулятивные УУД: (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале) Подбор словарных слов по заданной теме; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание | – Дети, сейчас я предлагаю выполнить задание в паре: - Составьте из слов, написанных на карточках, пословицу о Москве и объясните её смысл. - Молодцы, ребята! Озвучьте пословицу. -А теперь внимательно посмотрите на экран, проверьте! - Как понимаете пословицу? - Один из объектов Списка Всемирного наследия – Московский Кремль и Красная площадь. Хотелось бы узнать о Московском Кремле подробнее? -Так о чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Московский кремль). - Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? | Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; «Кремль-сердце Москвы» Дети затрудняются ответить. - Сегодня мы поговорим о Московском Кремле. Формулируют тему и цель урока. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
Совместное открытие знаний Физ.минутка. | - Итак, ребята, откроем страницу учебника 94. -Прочитаем о Кремле. - У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история. Не досталось имён только двум башням, их так и называют Первая Безымянная и Вторая Безымянная. -Сегодня мы посмотрим 4 самые наиболее важные проездные башни.
Потрудились-отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Два наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Ребята, как вы думаете, Кремль всегда был такой крепкий, красный каким мы привыкли его видеть? Нет. - Я предлагаю провести исследование. Слово «кремль» очень древнее. Кремлём или детинцем на Руси называли укреплённую часть в центре города, другими словами крепость. В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда то жители города и собирались под защиту своего кремля. Старые и малые укрывались за его мощными стенами, а те, кто мог держать в руках оружие, со стен кремля от врагов оборонялись. - Итак, я начинаю воссоздавать ленту времени создания и перестройки стен Кремля. Далее, мне понадобится ваша помощь. Будем работать в группах. Перед вами карточки – помощники. Каждой группе надо найти необходимые сведения о Кремле и продолжить «ленту времени». Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Каким же был первоначальный Кремль? 1 группа: Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. 2 группа: В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. 3 группа: Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. 4 группа: При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Её построили из известняка. Кремль так поразил красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. 5 группа: Иван III приказал на Москве-реке выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Строили новый Кремль 10 лет с 1485 по 1495 год. 6 группа: В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. На восстановление разрушений ушло 20 лет, с 1815 по 1836 годы. - Кремлём называется не только стены с башнями, но и всё, что расположено внутри него. За стенами на земле московского кремля есть соборы и площади, дворцы и музеи. -Давайте прочитаем об этом на странице 96. -Кремль как центр государственной власти. -Кремль-духовная святыня России. | Открывают учебник, читают Выполняют физ.упражнения. Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | - Верно ли, что пословица «Москва не сразу строилась» отражает историю только строительства города? Обоснуйте своё мнение. - Ребята, а Московский Кремль сегодня является только музеем воинской славы? Найдите в учебнике, где об этом говорится. - Верно ли, что Троицкая башня Московского Кремля украшена часами-курантами? Обоснуйте своё мнение. - Верно ли, что местом торжественных церемоний и поныне остаётся Гранотовитая палата? Обоснуйте своё мнение (парадные приёмы именитых гостей, награждения проходят в залах Большого Кремлёвского дворца). - Можно ли утверждать, что резиденция Президента Российской Федерации находится в Золотой Царициной палате? Обоснуйте своё мнение (в здании Сената). | Отвечают на вопросы | регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Самостоятельная работа с проверкой | Самостоятельная работа . -Ребята, а сейчас откройте свои рабочие тетради на стр 61. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно. -Проверим по учебнику. - Определите сооружения на плане – схеме Кремля и выделите их цветом: - крепости – красным; - сооружения как центра государственной власти - синим; - сооружения духовной святыни России жёлтым. | Работают самостоятельно с заданием. Проверяют по эталону. | познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
VII. Включение в систему знаний и повторений | -Откроем рабочую тетрадь на странице 61, выполним №2 -Вырежите из Приложения изображения экспонатов Оружейной палаты Московского кремля. -Приклей их в соответствующие рамки.
| Выполняют упражнение в рабочей тетради | Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VIII. Рефлексия | – Кому было интересно на уроке? - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Мы достигли поставленных целей? - Я прошу оценить вас наш урок, свою работу. - Возьмите полоски и покажите: Зелёный цвет– если на уроке вам было всё понятно и вы сможете объяснить другому. Жёлтый – если вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь. Красный – если поняли, но нужна помощь. -Спасибо за работу на уроке. | Оценивают свою работу | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля |
IX. Домашняя работа | -Откройте дневники и запишите домашнее задание. стр.62-63 №3 | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |