1. Фронтальная работа. Подводящий диалог. - Посмотрите на нашу Землю (слайд 3). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле. -Давайте послушаем наших одноклассников. Они для нас приготовили рассказы-загадки, слушайте внимательно, чтобы понять, о чем идет речь. 1 ученик. Рассказывает о песке Я состою из мелких крупинок, очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже. Я - рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный –зеленоватый, красноватый, жёлтый, а белый встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Мои жилы пронзают гранит, слюду и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Да и кирпич не сделаешь без меня. 2 ученик. Рассказывает о глине Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, и из меня лепят посуду. Из разных сортов меня получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я- осадочная порода. Я как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр. 3 ученик. Рассказывает об известняке Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов. Я залегаю в земле громадными слоями. Ко мне относятся хорошо знакомый мел и мрамор. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего я камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. 4 ученик. Рассказывает о граните Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состою из кварца, слюды и полевого шпата. - Молодцы! Все разгадали! Песок, глина, Известняк, гранит- это все вместе, как называется? - Так как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? - Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4) - Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку? (На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?) - Сегодня на уроке мы работаем в группе . - Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в группе. На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение. |