СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру.« Надёжная защита организма.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум.Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления значения кожи, как надёжного защитника организма

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру.« Надёжная защита организма.»»

Тыщенко Татьяна Ивановна МКОУ СОШ №2





Конспект урока по окружающему миру.



Класс: 3

1.Тема: « Надёжная защита организма.»

Учебно-методическое обеспечение: Плешаков А.А.. Окружающий мир 3класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012г.

2.Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 1класс в « М.:«Просвещение». 2017

3. Плешаков А.А.«От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.

Тип урока: открытие нового знания. Форма урока: урок-исследование.

Формы работы на уроке: фронтальная, в группах, в парах

Цель урока: обеспечить условия для формирования представлений о коже; раскрыть проблему целесообразности строения кожи; выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде;развивать интеллектуальные и практические умения детей; формировать и развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

Задачи: создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к своим товарищам.

Учебные материалы и оборудование: интерактивная доска, презентации (слайды с изображениями животных, картины их жизни), карточки с тестами для самопроверки учеников, сигнальные карточки, видео- и аудио аппаратура


ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-На прошлом уроке вы познакомились с органами чувств. Давайте проверим, как вы усвоили тему.

(Учитель проводит краткий опрос по пройденному материалу.)

-Перечислите органы чувств человека.

-Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

-Как нужно беречь глаза? Уши? Другие органы?

-Объясните связь органов чувств с головным мозгом.

-А теперь разгадаем кроссворд.

(Кроссворд выполнен на компьютере в программе PowerPoint)


ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от солёной? (язык)

2. Способность человека воспринимать запахи посредством носа. (обоняние)

3.С помощью какого органа человек видит? (глаз)

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1.Из каких частей состоят системы человека? (орган)

2.Как называется орган осязания? (кожа)

3.Способность человека видеть. (зрение)

4.Способность человека чувствовать тепло, холод, боль, прикосновение. (осязание)



3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

-Сегодня на уроке мы будем подробно изучать одного из представителей органов чувств. Предположите, о чём будет идти речь на уроке?

-Отгадайте загадку. (слайд)


-Кожа.

-И сегодня на уроке мы будем говорить о коже.(слайд)


-Кожа- это не только внешняя оболочка тела человека, но и сложный механизм со многими функциями и сегодня мы об этом узнаем.


4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

а ) Практическая работа.

-Кожа - орган осязания. Она равномерно покрывает всё тело человека, но это не просто оболочка нашего организма, а сложный орган со своими функциями. Давайте проведём практическую работу.

(На экране появляется слайд «Значение кожи» 1)ОРГАН ОСЯЗАНИЯ)


Опыт №1.
Задание:

-Встаньте. Согните и разогните руки, ноги. Наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.
-Что можно сказать о подвижности тела и его костей?
Вывод: Отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.
Демонстрация скелета: Главными частями тела скелета являются кости головы: череп с челюстью; кости туловища — позвоночник с грудной клеткой; кости таза, кости рук и ног.
Что же связывает части тела в одно целое?( Кости и кожа.)
- Кожа защищает организм от ушибов, ран, царапин, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами. Какое еще назначение имеет кожа?

(на экране появляется строка ЗАЩИТНИК ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ)



Наблюдение.
-
Рассмотрите кожу. Потрогайте ее пальцами, потяните. Что можно сказать о коже? ( Кожа гладкая, мягкая.)
- Обратите внимание — на местах сгибов (локти, суставы пальцев ног, рук, колени) кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки?


Опыт №2

- Правой рукой захвати складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?
Вывод. Складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.
Наблюдение.
- Рассмотрим кожу через лупу. Лупа — увеличительное стекло. Мы видим на коже маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами. Зачем коже нужны поры? (Кожа дышит через поры)

(на экране появляется строка ОРГАН ДЫХАНИЯ)


Опыт №3.

Наблюдение.
-
Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что вы заметили на стекле? (На них осталось жирное пятно)
Зачем коже жир? Кто догадался?
Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.
-Подумайте, откуда на коже взялись капельки пота и жира? Кто помог им выделиться?

(на экране появляется строка ОРГАН ВЫДЕЛЕНИЯ)

Опыт №4.

Наблюдение.

-Скажите, может ли человек промокнуть так, чтобы его можно было отжать?( Нет)

Вывод: Можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая.

(на экране появляется строка ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ)



б ) Физ.минутка.


в ) Сообщение учителя.

-Ребята, а теперь я вам расскажу, из чего состоит кожа.

Кожа состоит из трёх слоёв.


-Первый слой – сверху НАРУЖНАЯ ОБОЛОЧКА.(появляется заголовок на слайде) Она предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.


-Второй слой- сама КОЖА. (появляется заголовок на слайде) В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру.

(на экране появляется строка РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ)

-В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины.


Третий слой- это ПОДКОЖНЫЙ ЖИР. (появляется заголовок на слайде) Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.




-Почему кожа у людей имеет разный цвет? (Предположения детей)

-Человек рождается с кожей определенного цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определенное количество цветных зернышек, которые называются ПИГМЕНТОМ. А бывает и такое, и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами. (слайды)


-Правда, белую кожу можно немножко подкрасит солнышком. Солнце-источник жизни. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чем-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество-витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям - для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить. Много загорать вредно: если собрать все солнечные лучи, которые человек получает на пляже в течение 60 часов, то можно было бы вскипятить 37 ведер холодной воды. Кожа- хороший защитник организма от солнечной радиации.

(на экране появляется строка ЗАЩИТА ОТ РАДИАЦИИ)


г ) Физ. минутка.


д ) Работа с учебником.

-А знаете ли вы, что у кожи есть враги?

-Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооруженным глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу.



- Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.

Не только сапрофиты вредят нашей коже. Когда на коже скапливается много грязи и пыли, то к ней прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 кубическом сантиметре кожи находится до 40000 микробов.

Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

Итак, наша кожа защищает наш организм от бактерий.

(на экране появляется строка ЗАЩИТА ОТ БАКТЕРИЙ)

-Ребята, а что нужно делать, чтобы ваш организм был чистым?

-Давайте об этом прочитаем в учебнике стр.137-138.

(чтение статьи, пересказ учащимися)


е ) Первая помощь при повреждении кожи. Групповая работа.

-Ребята, но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждении кожи. Сейчас мы будем этому учиться.

-Какие повреждения вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ушиб)

-Сейчас мы разделимся на группы и каждая группа составит памятку «Что нужно делать при повреждении кожи». В помощь будем использовать материал учебника на стр.139.

(1группа-ушиб, 2группа-рана, 3группа-обморожение, 4группа-ожог

Учитель ходит между группами и помогает учащимся советами)

Примерные памятки

Лечение при ушибе.

1.Приложить к ушибленному месту что-то холодное, или грелку с холодной водой.


Лечение при ожогах.

1.Оголите пораженный участок кожи.

2.Опустите пораженное место в холодную воду или поставить под холодную струю воды, пока боль не утихнет.

3.После этого перебинтуйте пораженный участок.

4.Нельзя мазать пораженное место жиром, кремом, мазью.

5.Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы.


Лечение при солнечном ожоге.

1.Наложите на обожжённый участок холодный компресс, постоянно меняйте его.

2.Для снятия боли можно применять аспирин или парацетамол.

3.При сильной боли обратиться к врачу.


Лечение при обморожении.

1.Нельзя растирать обмороженные участки, т.к. можно повредить кожу.

2.Обмороженное место следует сначала хорошенько протереть спиртом, одеколоном, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты, появления чувствительности, а затем смазать каким-нибудь жиром.

3.Если появились пузыри , это место завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.


-Послушаем, какие памятки вы составили. (Каждая группа зачитывает составленную памятку)


5.ИТОГ.

-Чтобы подвести итог нашего урока, давайте подведём итоги самонаблюдения. Какая кожа?

-Прочитаем вывод на стр.140.

-Какое значение имеет кожа? Каковы её функции? (возврат на слайд «Значение кожи»)

-Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?

-Как нужно ухаживать за кожей?

-Какие бывают повреждения и как нужно оказывать первую помощь?


6.РЕФЛЕКСИЯ.

-А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему.

-Проведем тест. (Выдаются листы с тестом)

-Нужно выбрать только один ответ, записав на листочек букву правильного варианта.


1) Из скольких слоев состоит кожа?

а) 5 о)3 г)2


2) Кожа-это…

ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обертка человека


3) Можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет д) да г) не знаю


4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам м) сальным железам


5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко


6) Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости р)1 раз – вечером е)можно и не мыть


7)Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть



-Посмотрите на буквы, которые вы выписали, подумайте, какое слово можно из них составить? (молодцы)

-У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось, не беда.

-Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.


7.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1)пересказ статьи учебника стр.137-138

2)выполнить задания в тетради стр.60 №2,№3.



Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме.

Главная цель этого урока: дать большее представление о коже, о её строении; выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде.

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления значения кожи, как надёжного защитника организма.

Для раскрытия темы этого урока выбран урок-практикум. Такой урок выбран не случайно, т.к. самонаблюдение очень важно для младших школьников.

Урок начался организованно, были созданы все условия для дальнейшей работы. Знание предыдущего урока было проверено в игровой форме с применением ИКТ, что вызвало большой интерес. Подготовила учащихся к восприятию нового материала через актуализацию опорных знаний: отгадывание загадки.

В ходе урока была проведена большая практическая работа. Активность учащихся на этом этапе урока была 100%.

На протяжении всего урока активизировала учебно – познавательную деятельность учащихся, используя различные методы обучения: словесный, , практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Формы обучения были выбраны: коллективная и групповая. Думаю, что учащимся было интересно на уроке, т.к. они работали организованно, целенаправленно, осуществляли взаимопомощь. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет проведения опытов, чередования интересных заданий, использования компьютерной презентации.

В ходе всего урока выполнялись основные требования здоровье- сберегающих технологий: санитарно-гигиенические, психологические. В структуре урока прослеживается чередование различных видов деятельности. Проведены физкультминутки, соблюдался температурный режим в помещении.

В итоговой части урока был проведён небольшой тест, который показал результативность урока. Справились -80% учащихся; 20% допустили ошибки. Это ребята, которые имеют диагноз ЗПР.

Работать на уроке мне было легко, т.к. считаю, были созданы все условия для сотрудничества и успешной работы, для реализации поставленной мною цели.

Запланированный объём урока выполнен.