Ганиева Фирюза Наифовна
учитель начальных классов
МБОУ «Тимяшевская СОШ»
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Школа России»
ТЕМА
ГДЕ И КОГДА?
Урок 42
ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
Цель урока.
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
Показать связь между природными условиями и животным миром;
Учить элементарным приемам работы с глобусом и картой.
Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.
Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
Тип урока
Открытие нового знания
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно
узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
Оборудование. У учителя - глобус; карточки с названиями Арктика, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс, набор для моделирования, включающий физическую карту мира, фигурки животных; лёд, снег, земля; видеофрагменты или слайды о животном мире Арктики и Антарктики; модель, звукозаписи песен («Колыбельная медведицы»). Выставка книг о животном мире холодных районов земли, детские энциклопедии.
У учащихся — глобусы; набор для моделирования, включающий физическую карту мира; фигурки животных, цветные карандаши, сигнальные карточки-кружки зеленые
и красные; клей.
Электронные ресурсы: видеофрагменты из мультфильма «Умка», видеофрагмент «Животные природных зон»
Ход урока.
1.Организация детей к уроку.
Психологический настрой.
Слова учителя:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
2.Мотивация учебной деятельности.
Постановка учебной проблемы
-Ребята, сегодня у нас урок - экспедиция. Мы будем учиться путешествуя. Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»
-Мы отправимся туда, где живут белые медведи.
-А вы знаете где живут белые медведи?
-Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим фрагмент мультфильма.
(Включаю фрагмент мультфильма «Умка»)
3.Работа по теме урока.
-Значит мы предположили, что белые медведи обитают в холодных районах. Как нам узнать, где же на Земле находятся такие районы?
-Посмотрите, что за предмет я держу в руках? (глобус)
-Какие мы видим здесь цвета?
-А что может быть обозначено белым цветом?
– На Земле есть очень холодные районы – это Северный Ледовитый океан и Антарктида.
Проводится практическая работа с глобусом.
Дети, работая в парах, самостоятельно находят Северный Ледовитый океан и Антарктиду ,ориентируясь по изображённому на глобусе ледяному покрову и подписям. После этого приглашается к доске ученик и показывает изученные районы на карте.
-Это два полюса. Северный и Южный.
Северный и Южный полюса обозначаются флажками. Детали размещаются друг под другом в соответствии с расположением изучаемых районов на карте и на глобусе.
-Эти территории отличаются своеобразной погодой. Здесь долгая зима и короткое лето. Снег лежит почти круглый год. Температура может опускаться -60 и -80 градусов.
-И раз мы собрались туда в путешествие, нам необходимо подготовиться, рассмотрите внимательно картинки и ответьте на вопросы: какие из этих предметов мы возьмём с собой?

-итак, в путь!
- Полюса находятся очень далеко. Выбираем какой вид транспорта?(Самолёт)
Физминутка
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.
Демонстрируется короткий видеофрагмент «Животные природных зон» (фрагмент «Арктика»)
-Какого животного вы увидели? Дети вывешивают белого медведя на ту часть карты, где эти животные обитают.
-А давайте создадим на столе район Северного Ледовитого океана.
–Как вы думаете, что для этого нужно? (лёд, снег, вода)
Вывод: Северный Ледовитый океан это……?
-Поместим туда белого медведя.
-Давайте познакомимся с его соседями.
Работа по учебнику.
-Открыли учебник.
-Каких животных вы увидели? (Моржей, тюленей, белух, птиц)
-Заселим район Северного Ледовитого океана фигурками животных.
-Живут ли белые медведи в Антарктиде? Полетим туда?
Физминутка
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.
Демонстрируется короткий видеофрагмент «Животные природных зон» (фрагмент «Антарктида»)
-Кого вы видели? (Пингвина) Где живёт эта птица? Дети вывешивают пингвина на ту часть карты, где живёт эта птица.
-А давайте создадим на столе Антарктиду.
–Как вы думаете, что для этого нужно? (лёд, снег, вода)
-Почему у меня на столе земля?
Вывод: Антарктида – это земля покрытая льдом.
-Поместим туда пингвина. Познакомимся соседями.
Работа по учебнику.
-Открываем учебник. Каких животных вы увидели?
-Заселим Антарктиду фигурками животных.
Работа в группах.
- А сейчас вы будете работать в группах, чтобы подробнее узнать об этих удивительных животных.
1 группа Исследователи.
Вам нужно составить визитную карточку белого медведя. Читаете текст на карточке и отвечаете на вопросы. Подготавливаетесь к выступлению
2 группа Художники-декораторы
Вам нужно сделать макет Арктики. Посмотреть какие животные обитают и их приклеить.
3 группа Мыслители
Составить меню белого медведя.
(Во время работы звучит песня Колыбельная медведицы.
Сл. Ю. Яковлева Муз. Е Крылова. )
Отчёт детей о проделанной работе в группах.
Работа с карточками
Карточка 1
Составить визитную карточку белого медведя.
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это одно из самых больших, самых сильных животных. Он весит около 700 килограммов, а длина его туловища достигает трёх метров. Продолжительность жизни составляет больше 25 лет. Белые медведи отлично плавают и ныряют даже в самые сильные морозы.
Визитная карточка
белого медведя
Место обитания___________________
Вес______________________________
Длина туловища___________________
Продолжительность жизни__________
Особенности: ______________________
Карточка 2
Сделать макет Арктики. Рассмотреть в учебнике на с.12, какие животные обитают во льдах Северного Ледовитого океана, найти их на раздаточных листах и приклеить. Подготовить выразительное чтение 2-3 стихов об этих животных.
Карточка 3.
Составить меню белого медведя. На обед мы больше всего любим тюленей.
Подкарауливаем их у полыньи. За один раз можем съесть 6-8 килограммов разной еды. Мы, вообще-то, не привереды. Едим и рыбу, и яйца, и то, что выбрасывает на берег море, водоросли, например. Иногда охотимся и на песцов.
Меню белого медведя.
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
4.Первичное осмысление и закрепление
-У вас на столах листы с рисунками, рассмотрите их. Отметьте синими фишками животных Арктики, а красными животных Антарктиды.
-поверьте и оцените свою работу. Если вы не ошиблись, поднимите жёлтую карточку, если всё- же допустили ошибку, то зелёную.
5. Включение нового знания в систему знаний, повторение.
- Наше путешествие завершилось. Давайте вспомним, что мы должны были узнать и чему научились?
- ответили ли мы сегодня на вопрос, поставленный в начале урока? Где же живут белые медведи?
-а о ком бы вам ещё хотелось узнать?
-вы можете сделать это дома. Подготовьте сообщение о понравившемся вам животном и расскажите о нём на следующем уроке.
6.Рефлексия
-наш урок подходит к концу. Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы можете сказать «я-молодец! Хорошо поработал и узнал много нового» поднимите жёлтую карточку. «Я не очень хорошо работал, но я старался- зелёную» «Я не работал на уроке, мне было не интересно»- оранжевую.
-Благодарю вас за стремление общаться на уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам ребята!