Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Как измерять температуру. Практическая работа.
Цель:
Сформировать умение у детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Прежде чем начать урок, давайте посмотрим за окно. Вспомните, какая погода была с утра, когда вы шли в школу. (Сегодня было пасмурно, моросил дождь, прохладно.)
- Как вы думаете, надо ли нам знать, какая погода на улице? Зачем? (Да, чтобы правильно одеться для выхода на улицу).
- Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться? (Надо посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих, а еще можно узнать о температуре из телевизора, радио, интернета.)
- В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дублёнки, либо в рубашки и свитера. Одеваться надо по сезону, иначе можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру тела.)
- Каким прибором измеряется температура? (Температура измеряется термометром.)
- Каким специальным прибором измеряют температуру воздуха? (Температуру воздуха измеряют специальным прибором, который называется термометр).
- Обратите внимание, слово “термометр” записано на доске.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научимся измерять и записывать температуру воздуха, узнаем, что такое погода, познакомимся с международными обозначениями погоды.
Практическая работа. Знакомство с термометром.
-В природе постоянно происходят изменения, особенно изменчива погода. Тепло, жарко, прохладно, холодно - эти слова мы используем, когда говорим о температуре воздуха (температура – ощущение тепла и холода).
-Температуру воздуха измеряют термометром (прибор для измерения температуры).
- Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена жидкостью, шкала деления).
- Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите 0 (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 - количество градусов холода. Записывают температуру так: + 24◦С или -20◦С. Знак (+)означает,что столбик жидкости поднялся выше нуля,(-), остановился ниже нуля. Цифрами обозначают число делений. Знак ◦заменяет слово «градус». Буква С показывает,что температуру тела сравнивают с температурой воды,нагретой до такого же состояния,- это шкала Цельсия.
- Сравни разные термометры. Что общего в их устройстве?
- Где применяется каждый из них? (Комнатный, водный, наружный и медицинский. Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).
- Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).
Проделаем опыты. Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра. (Два ученика помогает учителю проводить опыт.)
Опусти термометр в холодную воду. Наблюдай, что произойдёт с жидкостью в трубочке термометра. Определите температуру воды? (Температура воды +15 градусов).
Перенеси этот же термометр в тёплую воду. Продолжай наблюдать за жидкостью в трубочке. Что теперь происходит с жидкостью? Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Температура воды+40 градусов.)
Вывод: чем теплее вода, тем выше поднимается столбик жидкости в трубочке термометра. И наоборот, чем холоднее вода, тем ниже столбик жидкости. - Точно так же работает наружный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.
Физминутка) .
Загадки.
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
А показался –
Все прочь побежали.
С неба пришёл,
В землю ушёл. (Дождь)
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
-Какой может быть погода? Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часа, день ото дня, месяц от месяца, год от года. Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. Сегодня мы будем настоящими метеорологами. Я познакомлю вас с международными условными обозначениями, и мы потренируемся обозначать погоду с помощью карточек.
- Поможет нам в этом «волшебный чемоданчик».
- Составим прогноз погоды на сегодняшний день и с помощью условных обозначений запишем все данные наблюдений за погодой.
Практическая работа. Знакомство с условными обозначениями.
Снятие текущей температуры с термометра.
Оформление метеорологических наблюдений за неживой природой учащимися (положение солнца, температура, облачность, осадки, ветер).
( Ясная облачность, пасмурно, переменная облачность, снег, дождь, ветер).
- Посмотреть на уличном термометре температуру воздуха сегодня.
- Написать температуру на карточке и повесить на планшет.
- Какая сегодня облачность? - А что такое облачность? (Облачность - это скопление облаков.) Когда небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Когда небо частично закрыто облаками, говорят облачно. А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят пасмурно. Степень облачности обозначается соответствующими чёрными долями круга: ясно, облачно на четверть, облачно на половину, облачно на три четверти, пасмурно.
- Какие вы знаете осадки? (Дождь, ливень, ливневый дождь, гроза, снег, град, роса, иней, туман.) Обозначение осадков мы изучали в 1-м классе. Сегодня я показываю новые условные знаки такие, как: моросящий дождь, ливень, ливневый дождь, гроза.
- Выбрать карточку и прикрепить на планшет.
- Какая облачность наблюдается, когда идет снег или дождь?
- Какие бывают ветры? (Бриз, буря, ураган, смерч.)
- Внимательно посмотрите, как можно обозначить силу ветра от тихого до штормового.
- Выбрать подходящую карточку и прикрепить на планшет.
Знакомство с анемометром.
Для измерения скорости и силы ветра люди придумали очень интересный прибор. Называется он анемометр. (Учитель демонстрирует ученикам прибор и объясняет, как снимают показания). - Мы использовали чашечный анемометр. Главный в приборе магнит, который вращается вместе с ветряными чашами.
Рефлексия.
- Для чего же нам нужны термометры?
- Что мы имеем в виду, когда говорим слово «погода?
- Как мы узнавали о погоде?
- С какими приборами познакомились?
- Мы должны помнить, что наши школьные приборы учебные и не могут показывать точных сведений, как на настоящей метеостанции.
- Раньше, когда еще не изобрели таких приборов, люди научились предсказывать погоду с помощью своих наблюдений за живой и неживой природой. Существует множество народных примет, по которым можно предсказать, или составить прогноз погоды на будущее.
8. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике « предсказание погоды по народному календарю». Наблюдать за погодой в течение недели и записывать результаты наблюдений при помощи условных обозначений в дневник наблюдений.
4