СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Зубы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет учителям начальной школы проводить уроки по окружающему миру с использованием проблемного обучения,  здоровьесберегающих технологий в соответствии с идеями ФГОС НОО с применением системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Зубы"»

Конспект занятия

Тема: "Зубы".

Выполнила учитель:

Цели и задачи: формировать у детей представление о назначении зубов; биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами.

Материалы: зеркала на каждого ребенка, зубочистка на каждого ребенка; черный картон, зубные щетки на каждого ребенка. Стакан с водой на каждого ребенка, иллюстрация больного зуба, плакат.


Предварительная работа: рассматривание книг и иллюстраций, чтение стихов, загадок, пословиц, словесно-дидактические игры, целевая прогулка в поликлинику, экскурсия в кабинет врача стоматолога.


Ход занятия

I. Организационный момент.



Приветствие. Настрой на занятие.



- Здравствуйте, ребята!

- Вы почувствовали, как у нас поднялось настроение? Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове «здоровье» много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте.



2.Выведение темы и целей

- А теперь послушайте загадки.

1) Тридцать два веселых друга

Уцепились друг за друга,

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб жуют, грызут орешки!



2) Красные двери в пещере моей,

Белые звери стоят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.



  • О чем эти загадки? (О зубах).

  • Какова тема нашего занятия?(Зубы и уход за ними).

  • Какая же цель нашего занятия? (Выяснить для чего и как ухаживать за зубами).


-Ребята, сегодня наше занятие требует от вас тщательно вымытых рук. Сначала, пройдите в комнату для умывания и помойте руки с мылом. Для этого намыльте руки в течение 20 секунд и ополосните водой..

(Дети моют руки и рассаживаются за столы)


Продолжаем наш разговор о зубах.

- Ни волчонок, ни зайчонок, ни бобренок не могут жить без зубов. А мы?

-Скажите, где расположены зубы?

-Для чего они нам нужны? (ответы детей: жевать, откусывать)

-Возьмите зеркало и посмотрите на свои зубы.

-Вон их сколько у нас!

Рассмотрите сначала передние зубы.

-Какие они по форме?

Возьмём кусочек печенья и откусим.

-Для чего они нужны?

(Передние или резцы имеют ровные острые края и используются для срезания и откусывания пищи)

-Как выглядят зубы, расположенные по бокам?

- Проведите по этим зубам язычком.

Предложить детям крепко их сжать, почувствовать давление. (Это коренные зубы, они имеют 4-5 бугорков и служат для дробления пищи)

Рассматривание одного зуба. Предложить поводить языком по зубу. Определить, что он гладкий.

-Какого цвета зуб?

-Какой формы?

Постучать по нему – он крепкий?

Предложить подергать пальцами зуб.

-Можно ли его вытащить?

-Почему он так крепко сидит?

-Что такое десна? (Это то, что окружает шейку зуба, а ниже – челюстная кость)

Предложить пальцами поводить по десне.

-Что вы чувствуете на деле? (бугорки)

-Как вы думаете, что это за бугорки? (Это корни зуба, с помощью которых он крепко держится. Корни корни по размеру такие же, как и коронка.)

  • Народная мудрость гласит: «Зубы- залог здоровья» Как вы думаете почему? (По состоянию зубов мы можем судить о том, здоров ли наш организм.)


Откусите кусок яблока. Пожуйте.

Для нужны зубы по бокам?



Физкультминутка «Улыбка»

Дети под песенку «Улыбка» улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых детей уже выпали молочные зубы.

Возьмите зеркальце и посчитайте, сколько у вас зубов. У всех по-разному.

  • Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека? '

  • У человека ,который заботится о своих зубах,32 зуба. 28 вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.

  • К тому времени, когда вам исполнилось в своё время 2,5-3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20.

Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.

Все зубы для чего-то нам нужны.

Опыт. На столе у каждого лежит кусочек яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за действием зубов. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.

(Учащиеся проводят опыт.)

  • А теперь проверим:

_ Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от хлеба небольшой кусочек.) Какие зубы в этом участвовали?
Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних. Это– резцы. (Показ на макете и на слайде).

_ Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?

_  Да, в измельчении, перетирании пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта. которые называются коренными.

  • Отгрызите от корки хлеба кусочек ! Какими зубами мы это делаем?

Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Это заостренные зубы- клыки.

  • С какими видами зубов мы познакомились?

Какой вывод мы сделаем? Все ли зубы важны для нашего организма?



Каждый из твоих зубов нужно беречь.



Природа позаботилась о том, чтобы сохранить наши зубы здоровыми. Каждый зуб — это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу в течение всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?

Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль — очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится. Но даже и такое твердое вещество ,как эмаль, может разрушиться.



- Как здорово, когда зубы здоровы и не болят. А вот если зубы заболели, что же делать? Послушайте стихотворение.

Плохо стало жить мне вдруг –

Разболелся сильно зуб!

Нету мочи никакой,

Надо зуб лечить больной.

Вот уже который день

С болью я брожу, как тень.

Надо б к доктору идти,

Кто поможет мне дойти?

- А от чего могут болеть зубы? ( Плохой уход за зубами: неправильная чистка, неправильное питание.)

Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут и вырастут постоянные, на всю жизнь.

-Дети, а могут ли зубы болеть? Как вы думаете, почему? (от сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда грызут орехи зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не полоскают)

-Как отличить больной зуб от здорового?

Предложить рассмотреть еще раз зубы, найти и определить у кого есть больные зубы?

-Почему зубы начинают болеть? Во рту много микробов – полезных и вредных, между ними идет постоянная борьба. Если вредных микробов больше, то они побеждают и начинают грызть здоровый зуб. Постепенно они разгрызают верхний белый слой, и на зубе появляется сначала темное пятно, потом дырочка. (Иллюстрация больного зуба) Если ее не лечить, то она разрастается и зуб начинает сильно болеть. Может начаться воспаление и зуб придется удалить.



-Ребята, а к какому врачу мы отправим человека с зубной болью?(К стоматологу)

-Посещать стоматолога нужно только, когда зуб заболит?(Стоматолога рекомендуется посещать 2 раза в год, чтобы вовремя заметить больной зуб и не допустить развитие кариеса)



- А теперь мы поиграем в игру «Веселый и грустный зубик». У всех вас на парте есть изображения двух зубиков , грустного и веселого. Я буду вам называть продукты. Если продукт полезен для зубов, вы показываете веселый зубик. Если вреден – грустный.

Продукты: чипсы, сыр, молоко, газированный лимонад, шоколадка, картофель, яблоко, мясная котлета, чупа-чупс, черный хлеб, пирожное, гречневая каша, огурец, лук, конфета.




  • Замечательно справились с заданием. Давайте сделаем вывод.

  • Какие продукты питания вредны для зубов?(Сладкие и газированные).

  • Но не только неправильное питание может их разрушить.

Ситуации «Правильно ли я делаю?»

  • Учитель берет иголку, использует ее в качестве зубочистки.

  • (Нет, зубочистка должна быть деревянной)Показ зубочистки.

  • Не ковыряйте в зубах металлическими предметами (булавками, иголкой).

  • Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.




  • Учитель берет проволоку и нитку, пытается поочередно их перекусить зубами.

  • (Нет, нужно использовать ножницы)

  • Не откусывайте нитку и проволоку зубами.




  • Учитель берет орех, пытается его раскусить.

  • (Нет, нельзя раскусывать твердые предметы.)

  • Какой вывод мы сделаем? Почему болят зубы?


-Как вы думаете, надо ли бороться с вредными микробами?

-Что для этого надо делать? (чистить зубы, полоскать рот, грызть овощи и фрукты)

-Как часто следует чистить зубы? (утром и вечером)

-Почему? (микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день)

-Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковыми? (ответы детей)

-Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разными (показ щеток зубных)

-Как правильно надо чистить зубы? (Показ на руке – пальцы – это зубы) Чтобы дети могли определить правильный это прием или нет.

Предложить детям самим почистить зубы понаблюдать за правильным выполнением процедуры (зубы чистят, проводят щеткой вверх-вниз, как бы «выметая» микробов)

-Но это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у вас все-таки разболятся зубы. Что делать? (Надо обратится к врачу-стоматологу)

-Если зубы лечить вовремя, то они никогда не будут болеть.



  • У каждого человека должна быть зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.

  • Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей зубной щеткой и сами никогда не пользуйтесь чужой. Меняйте щетку раз в 3-4 месяца.

  • Только ли зубной пастой можно чистить зубы?

  • Нет. Есть зубные порошки, зубные эликсиры, зубные нити-флоссы, которые удаляют остатки пищи из промежутков между зубами.

- Чистить зубы надо 2 раза в день: утром и перед сном,

- После еды всегда полоскать рот теплой водой.

  • Кто покажет, как правильно чистить зубы?

Практическая работа.(2ученика показывают, как они умеют чистить зубы)

  • Учитель объясняет, как это делать правильно.

  • Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние — снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех минут.

Все учащиеся выполняют практическую работу.

  • Давайте повторим правила чистки зубов.(Слайд)

- А для чего нам нужно выполнять эти правила?

  • Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы.

  • Врач-стоматолог просит вас соблюдать эти простые правила (на слайде)

  • (Чистить зубы 2 раза в день,полоскать рот после каждого приема пищи, правильно питаться, посещать стоматолога 2 раза в год).




6.Итог занятия.

-Ребята, какая была цель нашего занятия?

-Мы справились со всеми задачами?

- Для чего нужно ухаживать за зубами? (Чтобы сохранить хорошее здоровье).
























































КАРТА РОСТА ЗУБОВ

Фамилия, имя _________________ дата ________



Закрась черным отсутствующие зубы. Сколько их? ____________

Закрась красным поврежденные зубы. Сколько их? ____________

Обведи зелёным новые зубы. Сколько их? _____________