Конспект урока ОРКСЭ (модуль «Светская этика) 4Б класс
Учитель: Караваева Людмила Витальевна.
Тема: «Золотое правило нравственности».
Цели:
образовательная: познакомить с формулировкой золотого правила нравственности, узнать, почему появилось это правило, учиться применять золотое правило нравственности в жизни;
воспитательная: воспитывать желание делать выбор в пользу добра,
следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
развивающая: развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
методическая: «Компьютерные технологии как фактор интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника».
Ход урока:
Организационный момент.
Выявление восприятия, мотивация.
Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица, а в классе доброжелательная атмосфера.
Подготовка к восприятию новой темы.
Урок светской этики.
Эпиграф:
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Джами
Тема урока: «Золотое правило нравственности»
1 слайд : подберите существительные к прилагательному золотой
Прямое значение переносное значение
Золотое кольцо Золотое сердце
Золотые руки золотые серёжки
Золотые слова Золотая медаль
- Золотое правило нравственности. В прямом или переносном значении употребляется слово золотое?
- Золотое правило, значит какое, как вы думаете?
Слайд 2. Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях.
Слайд 3. Формулировка золотого правила нравственности.
Изучение нового материала.
1. Инсценировка.
- Ребята для вас приготовили инсценировку пьесы Людмилы Дикой «Золотое правило». Давайте посмотрим.
- Какое чудодейственное правило усвоил Рома?
2. Закрепление изученного материала.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением.
Слайд 7. Сказка «Полезное колдовство».
Слайд 8.
Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.
-Почему дети во дворе считали Витю не очень хорошим мальчиком?
- О чём думал Витя, когда совершал плохие поступки?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Слайд 9.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
- Задайте вопросы к прочитанному отрывку.
(-Что сказал старичок Вите?
- Как вы думаете, откуда старичок знал имя мальчика?
-Как выглядел старичок?
- Что ответил на замечание старичка Витя?)
- подумайте, что произойдёт дальше.
Слайд 10.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
абра мубра ракадуга,
веке креке куру бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...
- Как вы понимаете слова: пусть тебя сама жизнь научит?
- Кем оказался старичок?
- Давайте пофантазируем, что же может случиться дальше?
Слайд 11.
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
- О чём подумал Витя, когда старичок ушёл со двора?
- что произошло с Витей, когда он об этом подумал?
- Какой вывод сделал Витя?
- Что ждёт Витю дальше? Как вы думаете?
Слайд 12
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломилась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.
- Исчезли ли у Вити неприятности, когда он перестал думать о старике?
- О чём размышляет Витя?
- Что же будет дальше, как вы думаете?
Слайд 13.
Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.
– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.
– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.
- Как Витя решил проверить колдовство это было или случайность?
- Почему колдовство не подействовало, как вы думаете?
- Как вы думаете, закончились ли на этом неприятности Вити?
Слайд 14.
– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.
– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.
Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.
Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.
- Что произошло с Витей, когда он решил прокатиться на велосипеде?
- Почему Вите стало по-настоящему страшно?
- Как вы думаете, что произойдёт с Витей, когда у него будут возникать плохие мысли по отношению к сверстникам или взрослым?
Слайд 15.
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.
- О чём подумал Витя, когда увидел Аню с большой коробкой конфет?
- Почему Аня не угостила Витю конфетой?
- Почему Витя запнулся на полуслове и не стал договаривать своё плохое желание?
- Как вы думаете, что будет с Витей дальше?
Слайд 16.
Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.
- Почему у Вити стало так много друзей?
- Трудно ли было Вите желать и делать другим одно только добро?
- А почему потом ему это понравилось?
- Как вы думаете, сердится ли Витя на старичка, который его заколдовал?
Слайд 17.
А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.
- А вы бы сердились на старичка, если бы он точно так же заколдовал вас и вам как можно скорее пришлось бы исправляться?
- А почему бы вы не рассердились?
Работа по учебнику с.42-43.
(Самостоятельное чтение текста)
- Найдите и прочитайте, как применять «золотое правило « в жизни.
Слайд 17.
Как научиться применять золотое правило нравственности в жизни?
Самостоятельная работа на листочках.
Какой я?
Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Вспомни.
Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
| |
Домашнее задание.
- Выбери для себя домашнее задание.
1. Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как , если бы обзывали меня, то мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
2. Написать сочинение – рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»
III. Подведение итогов урока.
Слайд 18.
ПОМНИ!
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Заключение.
Послушайте стихотворение Булата Окуджавы:
«Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову.
На любовь свое сердце настрою…
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?»
И в заключение урока давайте споём песню «Дорогою добра».
Приложение 1.
Людмила Дикая ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
Пьеса для театра, в котором актерами выступают сами дети, играющие для других детей
Действующие лица: Бабушка Артем (внук) Сережа
На сцене жилая комната. Артем собирает сумку в школу. Заходит бабушка.
Бабушка: Темочка! Не опоздаешь в школу?
Артем: Нет, бабушка. Уже убегаю.
Бабушка: Погоди, сегодня же день рождения у Димы. Ребята поздравлять его будут. Ты бы тоже придумал что-нибудь приятное.
Артем: Бабушка! У нас в классе каждый день у кого-нибудь день рождения. На всех приятного не наберешься!
Бабушка: Но ведь друга поздравить надо!
Артем (вздыхает): Надо, конечно. Ладно, я ему подарю ... я ему подарю... А вот, фломастеры! (забрасывает коробку фломастеров в сумку)
Бабушка: Фломастеры? Да ты же жаловался, что они уже не пишут! Не удобно же!
Артем: Ой, бабушка, удобно. Если поплевать на них, намочить хорошенько, будут писать как новые.
Бабушка: Артем! Придумай что-нибудь другое. Ты и Тане преподнес поломанную ручку. Нельзя же так!
Артем: Некогда, бабушка! Я побежал.
Бабушка (вдогонку): Артем! В школе не задерживайся: вечером обещали заглянуть тетя Аня с Танечкой!
Артем: Ладно, ба, приду вовремя. Пока! (Уходит)
Бабушка: Плохие фломастеры в подарок! Вот ведь обидится Дима. Ладно, надо идти готовиться к приходу гостей.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Та же комната. Видно, что в доме были гости. Стол заставлен посудой, на блюдце лежат кусочки торта. Слышны голоса за сценой.
Голос бабушки: До свидания, Анечка!
Голос Артема: Тань, звони, спасибо за презент.
Голоса уходящих: Спасибо за угощение, чай, торт были очень вкусными. До свидания.
В комнату заходят бабушка и Артем. У Артема в руках сверток.
Артем: Ба, смотри, Таня презент мне вручила, Интересненько!
Разворачивает сверток, вынимает красивую футболочку очень маленькую, размером почти на куклу. Удивленно рассматривает.
Артем (прикладывает футболку к груди): Это, что мне?
Бабушка: Ой, какая красивенькая!
Артем: Она-то ничего, но ведь мала на меня!
Бабушка: Нормальная футболочка! Да ты ее намочи хорошенько и одень. Пусть она на тебе просохнет вот и станет как раз.
Артем: Бабушка, ты издеваешься! Это Танька из нее выросла, а выбросить пожалела. “На, Артемочка!” Ну, погоди, жадина!
Бабушка: Не жадина она вовсе, Темочка! А как и ты “Золотого правила” не придерживается.
Артем:Что это за правило и почему золотое?
Бабушка: Правило очень простое, да чудодейственное для всех, кто им пользуется.
Артем: Очень интересно!
Бабушка: Вот послушай: “Поступайте со всеми так, как хотите, чтоб поступали с вами”.
Артем: Как ты говоришь? Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так поступай сам с другими?
Бабушка: Да, да, Темушка, именно так.
Артем (прикладывает опять к груди футболочку): Выходит, это мне негодные фломастеры да поломанная ручка откликаются?
Бабушка: Выходит.
Артем: Бабушка, значит, если я хочу, чтобы меня все любили, я сам должен всех любить?
Бабушка: Конечно. Хочешь верных друзей - будь верным сам, любишь приятные сюрпризы - делай их другим. Хочешь уважения к себе - ...
Артем (перебивая): … умей уважать других. Понял, понял! И так во всем, во всем?
Бабушка: Конечно! Но разве это трудно?
Артем: Любить легко только себя, бабушка, а других... других - трудновато бывает.
Бабушка: За хорошее любить не трудно никого.
Артем: За хорошее можно, конечно, но...
Бабушка: Артем, я думаю, в любом человеке, если он, конечно, не отпетый негодяй, обязательно найдутся добрые черточки. Вот за них-то и стоит любить.
Артем: Может быть, бабушка! Но что-то никто не спешит первым делать добро другим.
Бабушка: А ты начни! Уверяю, ничего не потеряешь. А глядишь - и понравится.
Артем: Поверю тебе, бабушка. Испытаю-ка я это чудодейственное правило на ... на Сережке. Знаешь его?
Бабушка: Знаю. Что-то он перестал к нам заходить. Вы, вроде, приятели.
Артем: Были, да стали недовольны друг другом.
Бабушка: Что ж так?
Артем: Понимаешь, ему подарили потрясающую книгу об инках. Ужасно хочется ее почитать. А он не дает.
Бабушка: Наверное, очень ценная?
Артем: Говорит, что бесценная и боится, вдруг я ее потеряю.
Бабушка: Его понять можно.
Артем: Ага! Сам-то мечтает о моем морском бинокле! Хочет звезды в него разглядывать. А я ему, естественно: “Побьешь, мол, с балкона упустишь”.
Бабушка: Так что будем делать?
Артем: А я ему сейчас кое-что предложу.
Идет к телефону. В это же время к кулисе подходит мальчик. Это Сережа, в руках у него трубка радиотелефона. Артем набирает номер. Телефон Сережи звонит. Артем: Сережа, ты? Это я, Артем. Удивлен? А у меня сегодня настроение особенное. Слушай, приходи ко мне. Ну да, торт поедим и бинокль мой возьмешь! Да не шучу! Бери, насмотришься на свои звезды!
Ой, Сережка! Еще как мечтаю! (Кладет трубку телефона, говорит растерянно): Бабушка! Невероятно! Сережка инков несет!
Бабушка: Вот видишь, дружочек, убедился?
Артем: Еще как убедился! (К зрителям) Ребята, по-моему, очень даже стоит запомнить эту золотую истину: “Поступайте со всеми так, как хотите, чтоб поступали с вами”.
Бабушка (к зрителям): Запомнили?! А теперь выполняйте и ждите приятных сюрпризов! Они обязательно появятся!
Автор: Людмила Дикая
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Какой Я?
- Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Вспомни.
- Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Домашнее задание (по выбору)
Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например: «Я не буду обзываться, так как , если бы обзывали меня, то мне бы это не понравилось».
Я не буду …., так как …
Написать сочинение-рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки?»