I.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока. Цель: мотивация учащихся. III. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме IV. Включение нового знания в систему знаний Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. V. Закрепление изученного Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. VI.Самостоятельная работа с проверкой. Цель: первичный контроль за овладением техники написания вступления. VII.Домашнее задание: VIII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива | Приветствие учащихся Джордж Пойя сказал: «… если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их….» Продолжите фразу: « … если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то….» Вопрос : Как начать сочинение? Посмотрите на слайд презентации с критериями оценивания сочинения, над какими критериями мы уже работали? Критерий №1. Соответствие теме. Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Критерий № 3. Композиция. Критерий № 4. Качество речи. Критерий № 5. Грамотность. Ответьте на вопрос: - та работа, которой мы занимались на предыдущем занятии , соответствует каким этапам работы над сочинением? Над каким критерием мы будем работать сегодня? -Что такое композиция? Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны. Слайд презентации к уроку Композиционная структура | Логическая структура | Вступление | Подготовка к восприятию основных мыслей работы | Основная часть | Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение сказанного) Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Логический переход к новой мысли Тезис 3 Доказательства, примеры (…) | Заключение | Обобщение по всей теме. Выводы ( если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки). | Сообщение нового: При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.(60-100 слов) ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение. ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ(слайд) В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы (цитаты), общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2016 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение. Тема-вопрос (слайд) Например: «Чему человек может научиться у природы?» Элементы вступления | Пример | Ключевые слова темы | | Общие рассуждения о предмете речи | | Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). | | Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста. Тема-утверждение (слайд) Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина). В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения. Здесь над подстерегает опасность - задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема - это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе. Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично. Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова (слайд) Например: «Роль родительского наставления в жизни человека». В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос. Задание: На основании ключевых слов темы напишите вступление. Вспомните главную функцию вступления. Какой вид вступления вы будете использовать? План - карта Элементы вступления | Пример | Ключевые слова темы | | Общие рассуждения о предмете речи | | Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). | | Вступление Тезис – собственное рассуждение Написать сочинение по блоку «» Тема: «» | Осмысление предложенного направления, распределение тем по степени трудности с обоснованием своего выбора: -Интересна ли мне эта тема? -Понимаю ли я тему? -Знаю ли я материал, необходимый для раскрытия темы? -Имею ли я опыт в написании вступлений? Формулируют тему урока и ставят цели и задачи. Прогнозируют результат работы: понять, как выстраивать вступление к сочинению в зависимости от типа темы Отвечают, что это были критерии №1, №2. Критерий №3. Композиция Отвечают: КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Осмысление информации Тема - понятие Тема – вопрос Тема - утверждение Работают в группах, пишут вступление пишут собственное рассуждение по теме (формулирование тезиса или идеи сочинения – ответ на вопрос темы) Подготовка к восприятию основных мыслей работы Аналитическое. Проверяют написанное по план-карте
. Мои самые важные моменты, которые я сегодня узнал (а)…… | Личностные: актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы. Осваивать общекультурное наследие России. Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность Познавательные Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные Содействовать развитию у детей умению общаться Предметные Знание изученного текста, осознанное понимание текста Познавательные Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Предметные Выразительно читать текст, соблюдая соответствующую информацию Метапредметные Овладение приёмами отбора и систематизации информации Личностные Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала Познавательные Строить логические цепи рассуждений Развитие читательского воображения Коммуникативные Развитие у школьников монологической и диалогической речи; умение аргументировать свою точку зрения Предметные Воспринимать художественный текст как произведение искусства. Определять актуальность произведения для читателей разных поколений Знание изученного текста Регулятивные Осознавать трудности, стремиться их преодолевать. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности. |