Познание мира.
Тема урока: «Весна пришла и всё ей радо»!
Цели урока: дать представление об изменениях в жизни животных, растений и птиц весной;
учить обобщать собственный жизненный опыт, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения;
развивать мышление, пополнять словарный запас у учащихся;
воспитывать любовь к природе и интерес к предмету.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Готовность детей к уроку. Психологический настрой детей.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
-Ребята, какое настроение у вас сегодня? (дети показывают смайлики).
2.Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок, а чтобы узнать тему урока, загадаю вам загадку, вы и определите сами тему урока.
Она проходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт (весна).
На доску вывешивается слово весна в виде кластера.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о весне, отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим знаниям, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять задания в группах.
Ребята, послушайте, как в музыке слышен приход весны. Послушайте музыку П.И.Чайковского – замечательного русского композитора «Времена года». Слушая музыку, подумайте, что вы представляете себе, что видите?
Дети закрывают глазки и слушают музыку, а затем отвечают (это весна, представляю себе: журчат ручьи, поют птицы, цветут цветы, шумит лес, у людей радостное настроение).
Хорошо, молодцы ребята, а теперь прочитаем хором тему урока «Весна пришла и всё ей радо»!
-Как вы понимаете выражение «и всё ей радо» (Рады птицы, люди, насекомые, животные).
3.Повторение изученного материала.
Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
-Что такое, природа? (всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
-Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Что относится к живой природе? (растения, животные, человек)
-Что относится к неживой природе? (вода, воздух, почва и т.д.)
4.Деление на группы.
Давайте вспомним весенние месяцы (март, апрель, май)
Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
Дети берут листочки с названием месяца, читают и садятся по группам.
5.Закрепление изученного материала.
-По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (стало тепло, тает снег, птицы прилетели, день становится длиннее и т.д.)
Работа в группах
1задание в группе.
Прочитайте и найдите те явления, которые относятся к весне (зачеркните те явления, которые не относятся к весне)
Задание первой группе «Март»
Стало теплее
Земля покрылась снегом
Листья желтеют
День увеличивается
Птицы прилетают с юга
Лёд на реке тает
Вянет трава
Задание второй группе «Апрель»
Стало холоднее
Образовались проталины
День уменьшается
Река замерзает
Листья распускаются
Стало теплее
Тает снег и лёд
Задание третьей группе «Май»
На улице очень холодно
Птицы прилетают с юга
Листья опадают с деревьев
Тает снег и лёд
Стало теплее
Птицы улетают на юг
Образовались проталины
-Давайте попробуем выделить самый главный признак (день увеличивается и становится теплее)
-А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
2задание в группе.
Отгадай загадку, найди на картинке птицу и запиши в кроссворд
На партах у ребят в каждой группе лежат картинки птиц.
-Что происходит с птицами весной? (птицы прилетают из тёплых краёв)
-Ребята, вы любите загадки? Тогда я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать и записать в кроссворд. Найдите птицу у себя на парте и покажите её нам.
| с | к | в | о | р | е | ц | |
| с | о | л | о | в | е | й | |
| л | а | с | т | о | ч | к | а |
ж | а | в | о | р | о | н | о | к | |
| г | р | а | ч | |
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…(скворец)
- Прилетел скворец - зиме конец.
Он соло пел среди ветвей
Его назвали соловей…(соловей)
- Соловей день кончает.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделал длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины…(ласточка)
- Ласточка день начинает.
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе весит
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет…(жаворонок)
- Жаворонок – степной соловей.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)
- Увидел грача – встречай весну.
- Молодцы ребята. А когда прилетают эти птицы? Как они называются? (Перелетные).
- А какие еще птицы прилетают к нам весной? (Журавли, гуси, кукушки, утки).
- А теперь найдите спрятанное слово. (Весна).
Игра «Летает, не летает».
3 задание в группе.
- Ребята, каких животных мы знаем? (Домашние, дикие).
- Что вы можете сказать о животных весной?
Отгадайте загадки.
Зимой беленький, а летом серенький
Никого не боиться, а всех сам боиться...(заяц).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее...(лиса).
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает…(медведь).
Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками…(ежик).
Задание в группах.
- Прочитайте сообщение и расскажите, о чем вы прочитали?
1 группа.
Весной у животных появляются детеныши. У зайчихи рождаются зайчата. Она прячет их в сухой прошлогодней траве. Здесь их не найдут звери. Зайчик меняет шубку белую на серую.
Ранней весной у лисы появляются лисята. Они маленькие и слепые. Мама лиса уходит на охоту, а лисята сидят в норе и ждут ее.
2 группа.
Мама – медведица выводит из берлоги медвежонка. Он родился зимой. Новорожденный медвежонок очень маленький. Зимой он сосет молоко и подрастает, а весной уже может бродить с мамой по лесу.
3 группа.
Ежик просыпается после зимнего сна. Он стряхивает сор с колючек и бежит искать еду. Вылезает с норки и ежиха. В норе остаются только маленькие ежата. Они насосались маминого молока и уснули.
- Ребята, а что вы можете сказать о домашних животных?
- У них тоже рождаются детеныши. У коровы – теленок, лошади – жеребенок, овцы – ягненок, козы – козленок и т.д.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Закончилась долгая, холодная (зима)
Наступила, теплая, долгожданная (весна)
Все ярче светит весеннее (солнышко)
Появляются на деревьях (почки)
Бегут звонкие (ручьи)
С крыш домов капают (сосульки)
На деревьях набухают (почки)
С теплых краев прилетают (птицы)
Дети надевают весеннюю (одежду)
Ребята строят для скворцов (скворечники)
Мы очень любим первые весенние (цветы)