СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по развитию речи: "Подготовка к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона "Пейзаж с лыжниками"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок, предназначенный для 6го класса, является интегрированным (руссский язык + МХК); подробно раскрывает описание такого прекрасного времени года - зимы в различных видах искусства. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи: "Подготовка к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона "Пейзаж с лыжниками"»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.


Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Зимнее солнце» или «Пейзаж с лыжниками»

Тип урока: развитие речи

Форма урока: Интегрированный урок (русский язык + МХК) в 6 классе по теме: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Зимнее солнце» или «Пейзаж с лыжниками» (картина на выбор)

Цели:

Образовательные

  • формировать умение писать сочинение-описание;

Развивающие

  • совершенствовать связную устную и письменную речь;

  • ознакомить с некоторыми произведениями искусства (изобразительными, музыкальными)

  • развивать творческие способности и художественную фантазию учащихся;

Воспитательные

  • расширить кругозор и воспитывать эстетический вкус;

  • показать учащимся богатство и красоту родного языка;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация


Ход урока

  1. Вхождение в тему.

Звучит произведение П.И. Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».

  • Ребята, эту музыку написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Она входит в цикл «Времена года». Давайте закроем глаза и попробуем прочувствовать ее настроение, какое время года отражено в данной композиции, какие картины предстают перед вами.

  • Зима. Какие картины вам представляются? Какое настроение передает эта музыка? Называется эта мелодия «Январь. У камелька», композитор, написавший эту мелодию – Пётр Ильич Чайковский.

  1. Актуализация знаний.


  • Давайте прочитаем, какой видит зиму писатель Владимир Федорович Тендряков.

(Раздаточный материал на карточках)

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы – если приглядеться, каждая имеет свою физиономию – прямо в глаза строят немые рожицы.

Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отступления.


  • Какова тема этого текста? («Тема этого текста – «Русский лес зимою»)

  • Основная мысль? В каком предложении она выражена? (Основная мысль выражена в первом предложении – «Красив лес в снегу»)

  • Какие типы речи вы знаете? А стили? К какому типу речи мы отнесем наш текст? (Текст представляет собой художественное описание.)

  • Обратите внимание на композицию текста. Из скольких абзацев он состоит?

  • Определите способ связи предложений? Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?

  • Какие эпитеты использует автор для описания зимы? Давайте их найдем.



III. Подготовка к сочинению

  • Сегодня мы будем писать сочинение по картине. Для начала давайте вспомним, какие виды (жанры) живописи бывают.


  • К какому жанру можно отнести картины, на которых изображена природа?


  • Давайте с вами мысленно перенесемся в музей изобразительных искусств, где представлена выставка по теме: «Русская зимушка».

Ребята, как вы думаете, с чем связана тема нашего сегодняшнего урока? (Тема нашего урока связана с таким временем года, как зима, так как мысленно мы перенеслись в картинную галерею, то возможно, урок будет посвящен описанию картин, на которых изображена зима).

Вы верно догадались. А как вы считаете, какой цели нам нужно достичь на сегодняшнем уроке? (Рассмотреть картины, подметить их художественное своеобразие, подготовиться к написанию сочинения).

Ребята, посмотрите внимательно на картины Константина Федоровича Юона.

  • В чем своеобразие каждой из них?

  • Какие краски преобладают на картине «Зимнее солнце»?

  • Какие краски преобладают на картине «Пейзаж с лыжниками»?

Рассмотрим картину «Зимнее солнце» детально.

  • Что изображено на картине?

  • Что изображено на переднем плане, что на заднем плане?

  • К какому жанру (искусства) вы отнесете картину И.С. Солоухина «Золотая осень»?

  • По каким деталям картины мы догадываемся, что это пейзаж?

  • К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? Что для него характерно?

  • В каком стиле речи будет написано ваше сочинение по картине?


  • Мы увидели, как художники «раскрасили» зиму с помощью красок, и попали под обаяние этого времени года. Но кроме живописцев, к этой теме обращались и мастера художественного слова.


  • Скажите, пожалуйста, вспоминаются ли вам какие-нибудь строчки из стихотворений, когда вы смотрите на картину Юона?

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

***

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;


  • Какие цвета осени использовал А.С. Пушкин?

  • Какой мы видим зиму, читая строки стихотворения?

  • Какие художественные средства использует поэт, для изображения образа зимы?

  • Созвучны ли строки данного стихотворения с картиной «Зимнее солнце»?

Вспомним структуру сочинения.

  • Из чего состоит сочинение?

  • С чего начнем сочинение? Придумайте свои варианты вступления. Запишите возможные вступления (на слайде).

  • Чтобы избежать повторов давайте запишем синонимы к некоторым словам. (слайд)

  • Предложите свои варианты описания природы осеннего леса (работа по рядам).

IV. Написание сочинения