Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
городского округа Тольятти
Методическая разработка урока русского языка
с использованием ИТ
в 1 классе
Тема: «Правило обозначения буквой безударного гласного. Особенности проверяемых и проверочных слов»
Учитель О. А. Левтерова
Тольятти, 2015
Тип урока:
Урок открытия нового знания
Цель урока:
Развивать умение сопоставлять звук и букву в безударных слогах. Формировать умение находить проверочное слово путём изменения формы слова
Задачи урока:
Образовательные: Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. Сопоставлять гласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, наблюдать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Планируемые результаты:
Учащиеся продолжат овладение навыками грамотного письма и разовьют представление о нормах русской речи как показателя общей культуры.
• Предметные:
Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи человека; научиться находить безударную гласную букву на письме, подбирать проверочное слово, отличать его от проверяемого.
• Метапредметные (под руководством учителя):
Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, устанавливать межпредметные связи в рамках учебных предметов.
• Личностные:
Формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
• Коммуникативные:
Объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; умение выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы.
учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
Освоение содержания учебного материала темы позволяет учащимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач.
Работать в коллективе и команде.
Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
Учебник Русский язык. 1 класс. 2 часть, под общей редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, мультимедийный проектор, экран, учебный CD - диск
Структура урока |
Этапы урока Время | Работа учителя | Работа учеников |
Мотивация учащихся 1’ | Цель: поивация учащихсят ума". еПодвести учащихся к теме. Психологически настроить. | Вместе с учителем проговаривают речёвку |
1)Минутка чистописания. 3’ | Цель: Ускорение процесса интеллектуального развития школьников и формирование у них навыков каллиграфии. | Написание строчной и заглавной буквы В в. |
2) Словарная работа. | Цель: Учить пониманию лексического значения слова Развивать словарный запас учащихся, память и логическое мышление, самостоятельность учащихся. | Написание предложения под диктовку. Назвать словарные слова в этом предложении(весело, воробьи) |
3) Постановка темы и целей урока 1’ | Цель: Четко организовать работу на уроке учителя и учеников. | Слушать учителя. |
4) Актуализация знаний | Цель: Активизировать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение | Беседа |
5) Обьяснение нового материала с использованием интерактивной доски. 4’ | Цель: Формировать умение определять безударную гласную и подбирать проверочные слова. Совместно с учителем сформулировать правило. | Чтение правила по учебнику с тр.65 |
6) Физминутка 2’ | Цель: Сохранять здоровье учащихся | Выполнение физ упражнений |
7)Тренировочные упражнения. 5’ | Цель: Развивать умение подбирать проверочные слова. Различать проверочное и проверяемое слова 2)Развивать самостоятельность. | Игровой момент Работа с учебным СД –диском: 1) «Мышка» - устно 2) «Кошка» - в парах |
8) Подведение итогов. 2’ | Цель: Подвести итог урока. Проанализировать работу учащихся. Учить анализу и самоанализу. | Ответы произносим хором. Дать оценку своей работы на уроке |
Рефлексия 2’ | Цель: Учить рефлексии | Заранее подготовленные ребята читают стихи о весне. Заполнить листочки с рефлексией и нарисовать своё настроение.  |
Использованные ресурсы
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2/ Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2013
Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой1 класс. Я.Ш. Гараева. Москва «ВАКО» 2008г.
Концепция и программа для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2008г.
http://slovari.yandex.r
Конспект урока
Мотивация учащихся
В школе прозвенел звонок-
Начинается урок!
Посмотрите, всё ль в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки?
1)Минутка чистописания
- Откройте тетради и запишите число 16 апреля
Вв Вв Вв
- Дайте характеристику букве как звуку (согласный, парный, звонкий)
- Обменяйтесь тетрадями- взаимопроверка
2) Словарная работа
Воробей, ворона, весело
- Делим на слоги, ставим ударение. Как звучит ударный звук? ( Чётко, сильно)
- А что значит – словарные слова? ( Их написание нужно запоминать)
- А почему надо запомнить написание этих гласных ? (Они слабые,без ударения, звучат нечётко).
3)Постановка цели и задач урока
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, каким образом безударную гласную можно проверить, если это не словарное слово.
4) Актуализация знаний
- Назовите слова, которые обозначают предмет и измените их число
(воробей – воробьи, ворона – вороны)
- Запишите предложение под диктовку:
Весело чирикают на ветках воробьи.
- Назовите все орфограммы в этом слове (заглавная буква, точка, ь, сл\сл)
- Ребята, подумайте, к какой группе птиц относятся воробьи? (зимующие)
А каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, жаворонки)
5) Усвоение новых знаний. Тема, задача урока, постановка проблемы
Запишите предложение:
Увидел грача – весну встречай.
- Назовите все орфограммы в этом предложении (заглавная буква, точка, ча-ща)
- Найдите слово, называющее время года (весна), поставьте ударение. Ударная гласная звучит чётко, а безударная е – слабая,, звучит нечётко. Подберём родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной.
Запись в тетрадях с обозначением орфограммы:
(Весна– вёсны, река – реки, вода – воды, гора – горы)
Запомните гласные, которые вызывают сомнение: Е –И, А- О
- Совпадает ли буква, которую мы пишем и звук, который произносим? (НЕТ!)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную ?
(Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
- Каким способом? (Изменить число)
Слово с ударной гласной – проверочное, а с безударной – проверяемое!
6)Работа с учебником. Чтение правила на стр 65
7) Физминутка
Весна, весна – текут ручьи!
Весна, весна – летят грачи!
Весна, весна – цветут цветы!
Пришла весна – как рады мы!
8) Тренировочные упражнения. Усвоение новых знаний.
Работа с учебным СД – диском
* Подбери проверочное слово ( Мышка-биатлонистка) - устно
* Распределить слова на 3 группы ( Кошка с корзинкой) – работа в парах
Примеры: волк-волчище, лиса-лисонька
8) Подведение итогов
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Узнали правило, как проверить безударную гласную, что такое проверяемое и проверочное слова)
- А какое настроение на уроке у вас сегодня было? Почему?
( Узнали много нового и потому что ВЕСНА!)
9)Рефлексия ( Слайд «Весна»)
Стихотворение о весне
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна!
Изобразите своё настроение на смайлике.

Использованные ресурсы
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2/ Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2013
Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой1 класс. Я.Ш. Гараева. Москва «ВАКО» 2008г.
Концепция и программа для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2008г.
http://slovari.yandex.ru
Весенние месяцы
У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Шепчет солнышко
Шепчет солнышко листочкy:
— Hе pобей, голyбчик!
И беpёт его из почки
За зелёный чyбчик
Если снег повсюду тает
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
тих 1: Весна, весна. Текут ручьи, Весна, весна. Летят грачи, Весна, весна. Цветут цветы, Пришла весна, Как рады мы!
Источник: http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/detskii-mir/krasivye-stikhi-pro-vesnu-korotkie-i-prikolnye-dlya-detei.