Тема урока: Порядок слов в предложении.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка;
показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
воспитывать любовь к родному языку;
развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на поставленные вопросы.
Материалы и оборудование: таблицы и наглядные пособия, учебник, интерактивная доска.
Предварительная подготовка: повторить, что такое предложение, какие бывают типы предложений, что такое главные и второстепенные члены предложения.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Повторение.
Тема нашего урока «Порядок слов в предложении». Но прежде мы вспомним, что такое предложение.
-Какие типы предложений вы знаете? (ОТВЕТ: Предложение-это одно или несколько слов, в которых заключено какое-либо сообщение, побуждение к действию или вопрос. Различаются несколько типов предложений. В зависимости от отношения к предмету высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными. По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
В зависимости от наличия второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные предложения.)
- Приведите примеры (Ученики отвечают)
- Что такое второстепенные члены предложения? (Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство).
- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее сказуемое)
-На какие вопросы отвечает подлежащее, какой частью речи выражается? (КТО?ЧТО? выражается им.существительным или местоимением в И.п. Кроме того, в роли подлежащего могут выступать некоторые другие части речи, а также имена собственные.)
- На какие вопросы отвечает сказуемое, какой частью речи выражается? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? КАКОВ? Оно выражается глаголом или глаголом- связкой с именной частью).
- Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они служат для пояснения главных или других членов предложения).
- Расскажите о дополнении. (Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.Оно выражается сущ-м, наречием, местоимением, числительным, прилагательным.)
- Расскажите об определении. ( Определение служит для описания свойств предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?ЧЕЙ? Оно может выражаться прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, сущ-м и некоторыми другими частями речи).
- Расскажите об обстоятельстве. (Оно указывает на признак действия, поясняет сказуемое и другие члены предложения КАК?КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? Может выражаться наречием, сущ-м, деепричастием или деепричастным оборотом.)
Также предложения бывают двусоставные и односоставные, простые и сложные, полные и неполные.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Спишите. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены и подчеркните их соответствующими линиями.
Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. За лугом расстилалось большое озеро. По дороге устало шли несколько грибников. Над цветком неторопливо кружил мохнатый шмель. Ручеек с приглушенным журчанием быстро бежал по гладким камешкам.
4.Изучение нового материала.
Мы вспомнили, что такое предложение и из чего оно состоит. А теперь нам нужно выяснить, каким образом в русском языке располагаются члены предложения. Вы уже знаете, что в немецком или английском языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, придающих ему неповторимое своеобразие, пластичность и гибкость, позволяющих передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений.
Однако следует помнить, что во многих случаях перестановка членов предложения в корне меняет смысловое значение высказывания. Например, в предложении Мать любит дочь подлежащим является слово мать, а дочь – дополнение. При перестановке этих слов слово дочь является подлежащим, а мать - дополнением. Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.
В других предложениях такой зависимости нет, например: Вчера было холодно, или Холодно было вчера, илиБыло холодно вчера. В предложениях , в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности: На заседании было тридцать человек иНа заседании было человек тридцать.
Перестановка слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения: Сегодня очень тепло иОчень тепло сегодня.
Несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов или инверсией.
Прямой порядок слов
Подлежащее – сказуемое: солнце светит
Сказуемое – дополнение: светит в небе
Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце
Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца
Обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.
Упражнение 2
Сделайте перестановки в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается(т.е. на них падает логическое ударение). Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и подчеркните их соответствующими линиями. ОБРАЗЕЦ: Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра приходи ко мне в гости.
Дети украсили класс осенними листьями.
Ветер завывает в трубе.
По улице проехала новая машина.
Далеко за рекой пели птицы.
Среди травы скакали огромные кузнечики.
Маша хорошо подготовилась к уроку.
Исследователи работали на торфяных болотах.
От брошенного в воду камня по темной поверхности озера разбегались широкие круги.
5. Подведение итогов.
На уроке мы повторили, что такое предложение, вспомнили, какие бывают предложения и из каких членов они состоят. Узнали о значении порядка слов в предложении и закрепили полученные знания в ходе выполнения письменного задания.
6.Домашнее задание.