СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи".Программа 2100.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку.»

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Части речи    

 Цель: Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.

  • Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей

  •  Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:  

  • Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Развивать  умение высказывать своё предположение;;

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Общеучебные:

  • формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером) 

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

 

Логические: Развивать  умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: 

  • Развивать умение слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • уметь  работать в паре.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.

Оборудование:  интерактивная презентация; карточки; интерактивная доска, приставка, перо;

 

Планируемые результаты:

  • Совершенствование навыка классификации  частей речи, навыка определять грамматические признаки  , находить и различать части речи в предложениях и тексте. 
     

 

 


Содержание урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок .

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

     Чтобы гости дорогие  захотели вновь прийти.

 

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

- А я жду от вас грамотных ответов и  активности на уроке.

 А девизом нашего урока  станут слова:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

- Почему эти слова важны для нас на уроке?

Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.

  1. Определение темы урока, постановка учебных задач.

- Прочитайте эпиграф на доске. Как вы его понимаете?

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... 
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. 

Александр Иванович Куприн – писатель

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?

- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)

– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово              Родина многозначно. Заглянем в толковый словарь.


1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины

-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему  Родина.(устно, фронтальная работа)

- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?

- Давайте определим в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.

- Скажите, а чем отличаются данные слова?

- Определите тему урока. А та тема для вас новая?

- Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.

3. Актуализация знаний. Обобщение.

Дополните схему (презентация, карточки) на какие вопросы отвечают и что обозначают?

                                                 Части речи

 

__________________                                       _____________________

1.                                                                              1.

2.                                                                              2.

3.                                                                               3.

4.

- Теперь проверим по учебнику стр. 67

Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.

 

- Что вы знаете о частях речи?

- Как определить какой частью речи является слово?

- Давайте попробуем это сделать.

4. Применение знаний и умений.

1.Работа в парах.  (Один ученик вслух читает текст)

-Как вы думаете почему я приготовила  текст про г. Иркутск?

 - Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.

 

Иркутск

                 Иркутск не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Начавшись с крохотного зимовья среди тайги, с маленького острога на берегу Ангары, он постепенно рос и развивался, став центром огромного региона, он не раз сгорал, но, как Феникс, возрождался из пепла.

                “Иркутск – город исторический. Он играет огромную роль в истории России, он не случайно отнесен к городам-музеям, так как сохранил много старины, романтический облик старинной застройки, сияние церковных куполов над синим кипением Ангары.

Освоение территории Иркутской губернии русские начали в  семнадцатом веке. 

 

Существ

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Числит.

Предлог

Союз

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка 1 ученика

- (Дети зачитывают другие варианты.)

- Оцените свою работу.

 

2.

- Откройте тетради, запишите число, классную работу.

 - Запишите предложение в тетрадь, определите часть речи каждого слова.

Проверка по цепочке у доски записывают пером.

Оцените данное задание.

 

3.

- Части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)

           1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

          2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

           3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

            4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

Оцените свою работу.

- Предлагаю повторить падежи.

1чел- расставляет правильный порядок падежей.

2 чел- порядок вопросов.

- А теперь отдохнём

Физкультминутка

(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)

И.п  - русский язык

Р.п  -  русского языка

Д.п – русскому языку

В.п – русский язык

Т.п – русским языком

П.п – о русском языке

Оцените работу

 

  1.  

- Вспомните, какие орфограммы вы знаете?

-На доске записаны слова

 

Горо__, р_дной, г__ржусь, чудес_ная.

 

- запишите их в столбик вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

Проверка: выборочно 4 человека у доски, работа пером.

- А затем определите и подпишите у слов

  • . – число

  • – род

Глагол – время

Проверка: сравнивают ответы с доской.

Оцените работу.

- Составьте простое предложение о своем городе используя эти слова запишите его и подчеркните основу предложения.

 

- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.

5.Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция

Назовите мне  учебную задачу нашего урока.

  • А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»

  • Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)

6.  Рефлексия учебной деятельности.

-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)

«Дело мастера боится»

«Добрый разум не наживают сразу»

- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.