1 | Адаптационный | Психологический настрой к работе на уроке | Приглашение в путешествие по озеру. Ученик мысленно выбирает себе лодку, представляет, что она мягкая, надувная, садится в нее и медленно плывет по озеру. Говорим о том, что на озере легкий ветерок овевает его лицо, тихо и спокойно шелестят камыши. После плывем на свое место- на урок. Настраиваемся на урок. Дальнейшее плавание будет с сопровождением маленькой рыбки Ерша, которая в конце урока вручит приз. Сообщение темы урока: «Род имён существительных с основой на шипящий». | Звук озера: http://muzoferma. com/mp3/%D0% B7%D0%B2%D1 %83%D0%BA% D0%B8%20%D0 %BE%D0%B7% D0%B5%D1%80 % D0%B0 Картинка ерша: http://ptsitsin. narod.ru/images /ridi/erch.jpg | | |
2 | Основной | Как определить род имен существительных с шипящей на конце | Запись в тетради числа, классная работа. Задания от ерша, которые записаны на кувшинках. Плаваем по озеру от одной кувшинки к другой. Первая кувшинка: Ёрш. - К какой части речи относится слово ёрш? - Сделай запись в тетради: Ёрш – сущ., - Определи род, число и падеж существительного ёрш. - Продолжи запись: м.р., ед.ч., И.п., - Назови шипящую букву в слове ёрш (ша) -Какие еще шипящие буквы ты знаешь? (че, ща, же) - Что ты знаешь о правописании существительных мужского рода с шипящей на конце? (у существительных мужского рода после шипящих ж,ч,ш,щ в окончании ь знак не пишется) -Приведи примеры. (камыш, чиж, ёж…) - Что ты знаешь о правописании существительных женского рода с шипящей на конце? (у существительных женского рода после шипящих в окончании пишется ь знак) Приведи примеры. (рожь,мышь,ночь…) Вывод: Чтобы не ошибиться в правописании существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, необходимо:Определить род имени существительного. Если Ж.Р. – то Ь есть. Если М.Р. – то Ь нет. Вторая кувшинка: «Цирк». Слушаем рассказ ерша. В цирке. В полноч_ на манеж_ вышел циркач_ и его доч_. На нем был плащ_. В руках он держал мяч_. Скрипач_ играл марш_. Вот морж_ поймал мяч_. В зале сидела молодеж_. Стояла тиш_. Записывает текст под диктовку, вставляет, где нужно, Ь знак, над существительными с основой на шипящий указывает род. Проверка (чтение существительных с указанием рода и написаем «ь» , где нужно). Физкультминутка: упражнения для формирования правильной осанки (У меня спина прямая) | Картинки кувшинок: http://www.stihi. ru/pics/2011/07/ 04/1416.jpg http://tarasov.21 hormaly.edusite. ru/p5aa1.html | | |
3 | Творческий | | Учитель читает существительные женского и мужского рода с шипящими на конце, при существительном женского рода ученик хлопает в ладоши над головой, а мужского рода-хлопает перед собой. Шалаш, мышь, чиж, плащ, вещь, молодёжь, ёж, ночь, грач, рожь, нож, печь, товарищ, помощь. Третья кувшинка: игра «Добавь словечко». Учитель читает словосочетания, а ученик добавляет существительное с шипящей на конце и записывать его в тетради в тот столбик, какого оно рода. Она бывает устной и письменной…(речь). Он бывает тупой или острый…(нож). Морской, речной бывает он…(пляж). Верный, преданный…(товарищ). Она наступает после вечера… (ночь). Правда лучше, чем…(ложь). Четвертая кувшинка: «Загадки». Учитель загадывает загадки, отгадкой должно быть существительное с шипящей на конце. Отгадку ученик записывает в тетради в те же столбики. 1.Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что до темна В норке прячется она. (Мышь) 2.Полежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, А потом вдруг убежала. (Ёж) 3.Признается он ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог.(Карандаш) Ученик составляет предложения с отгадками и записывает в тетради. Домашнее задание: 1.Найти 2-3 загадки по сегодняшней теме, записать в тетрадь. К отгадкам нарисуй рисунки. 2. Выполнить упражнение из учебника Ученик получает подарок от Ерша (открытка с изображением ерша). Учитель сообщает о конце путешествия и оценивает работу ученика. | Картинка мыши: http://allforchil dren.ru/pictures /showimg/mouse/ mou se027gif.htm http://allforchildr en.ru/pictures/sho wimg/hedgehog/e j20gif.htm http://allforchildr en.ru/pictures/sho wimg/school5/sch о ol0528jpg.htm Звук озера: http://muzoferma. com/mp3/%D0% B7%D0%B2%D1 %83%D0%BA% D0%B8%20%D0 %BE%D0%B7% D0%B5%D1%80 % D0%B0 | | |