(Выходят учащиеся от каждой группы и берут карточки) Прочитайте стихотворение, найдите синонимы. 1-я карточка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я карточка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я карточка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? – Что сильнее — метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? – Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? Задание 1 группе: Выпишите близкие по смыслу: а) существительные, б) прилагательные, в) глаголы. 2 группе: Прочитайте, скажите , какие существительные сочетаются с глаголами- синонимами. Запишите полученные словосочетания. 3 группа: В каждом предложении замените одно из выделенных слов синонимами. Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания Закрепление Работа в группах Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото). – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее — метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра) – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол-синоним с корнем «печаль» (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы |