Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Цель: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Результаты: умеют определять род имён существительных, находить и писать существительные женского рода с ь знаком на конце.
Ход урока:
I. Орг. момент. Настрой на работу.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Ксюша, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Таня, такие красивые глаза!
Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
-Прочитайте пословицу на доске.
Знания собираются по капле.
-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?
III.Минутка чистописания.
- Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос:
- Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще других?
МЫШЬ И КАМЫШ
Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
- Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка,—
Кошка сцапает, глупышка!
- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других?
-Дайте характеристику звуку Ш.
- Какие согласные звуки называются шипящими ?
- Назовите шипящие звуки.
-Что вы знаете об этих звуках?
-Назовите правило правописания парных согласных?
-Приведите пример
-Какими буквами обозначаются шипящие звуки?
- Какие буквы будем писать на минутке чистописания?
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
– Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че.
- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.
-Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.
-Молодцы! Аккуратно написали
И нисколько не устали.
- Продолжаем работать дальше…
IV.Орфографическая разминка
Чтобы грамотно писать,
Надо правила все знать.
-Пальчики подготовили к работе, а теперь орфографическая разминка: запишите слова, называя орфограммы, которые вы в них встретите. (Работа у доски)
Снег, кричать, пушистый, дрожит, чудесный, с завода, Софья.
Пример:
Ребёнок: «В этом слове безударная гласная»
Учитель (вопрос классу): «Как проверить безударную гласную? Расскажите правило»
-Где пишется разделительный мягкий знак?
-Как проверить безударную гласную?
-Как проверить парную согласную?
-Как пишутся предлоги с другими словами?
-Как пишутся имена собственные?
-Молодцы! Хорошо справились с разминкой.
V. Учебно-познавательная деятельность
1.Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Анаграммы: деньки, стулья, морковь, ульи, речь.
Я предлагаю вам составить слова
-Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь
- Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.
- Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «речь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.
2.Определите тему урока.
Какую цель ставите перед собой?. (Научиться писать существительные с шипящими на конце, )
3. Открытие детьми нового знания. ( работа в группах)
На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,
Я предлагаю вам исследовать слова.
-Какой частью речи являются данные слова?
Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.
-Какой звук слышится в конце слова?
-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?
- Какой вывод можно сделать?
Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах
(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
-Какова же роль мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
Мягкий знак после шипящих
Просит знаний настоящих.
-Составьте алгоритм действий.
Алгоритм исследования.
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Определите род.
Какой звук слышится на конце слова?
Подумайте, на какие группы можно распределить слова?
Запишите слова, распределив их в 2 столбика.
Чем отличается написание слов первого столбика, от написания слов 2 столбика?
Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.
VI.Интеллектуальные преобразования
1.Применение новых знаний
Замени одним словом:
Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый ( на кухне)
Верный преданный друг Правда лучше, чем
Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны
Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок
Добыча охотника. Середина ночи.
Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он
2. Закрепление
а) Работа в паре.
- Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.
Слова в скобках напиши в форме единственного числа
Горячая(печи) Дорогая(вещи)
Круглый (обручи) Верный(товарищи)
Яркий(лучи) Большой(гаражи)
Летучая(мыши) Красивый(плащи)
Острый(мечи) Высокий(камыши)
Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)
Проверка самостоятельной работы.
- Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
Момент контроля.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
б). Работа в группах
-О каких правилах надо помнить, работая в группе?
- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
- помогайте друг другу в работе;
- отстаивайте свою точку зрения.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….
2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.
1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.
Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Проверка
3).Физкультминутка
Мы заданья выполняли и немножечко устали
-Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши
Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.
4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.
1. Мягкий знак может выполнять:
м) 3 роли;
) 2 роли;
) 1 роль.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
о) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
) пишется только на конце слова;
) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
) между двумя согласными;
л) между согласной и гласной в корне слова;
) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
о) всегда пишется мягкий знак;
) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
д) не пишется мягкий знак;
) пишется мягкий знак.
6.В каком слове нужно дописать ь знак?
) скрипач
) циркач
е) полноч
7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
ц) на род существительных;
) на число;
-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось?
Молодец.
- Сегодня на уроке вы все были молодцы! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.
VII. Оценки за урок
VIII. Рефлексия.
-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Ни печали, ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
-Открываем глазки.
Закончи предложения
-Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Мне показалось трудным…
Я могу использовать эти знания….
Я оцениваю свою работу на уроке на…..
-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.
Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.
-Жёлтую,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.
- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.
IХ. Домашнее задание(дифференцированное)
Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.
Исправь ошибки в тексте
Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь . Утреннюю тиш нарушала только наша речь.
Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета.
Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши.
Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .
Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета.
Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных.
В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).
-Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!