Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имя прилагательное как часть речи». Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Методы и приемы, используемые в ходе урока:
- наглядно – иллюстративный
- проблемный
- частично – поисковый
Оборудование:
- доска
- карточки
Литература:
- учебник «Русский язык часть 2» для 6 класса М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.,
- поурочные разработки по русскому языку для 6 класса ( Н.В.Егорова),
- тексты из художественной литературы.
Ход урока:
I. Организационный момент
- приветствие
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Мобилизующий этап.
Начнём урок с ситуации в магазине.
Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»
- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)
- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»
-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.
- Вы оказывались в подобной ситуации?
- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
Формулирование темы, цели и задачи урока:
- Определите тему урока.
Значит, тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.
По опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока.
Опорные фразы (на доске):
Повторить изученное о…
2. Учиться .…… ..….. в речи.
3. Определить ….. роль …. в … .
IV. Актуализация знаний учащихся
Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.( У учащихся на партах карточка с диалогом).
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.
Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается)
- К словам какой части речи прилагается прилагательное?
- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.
Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение 1
Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского? ( На партах карточки с текстом)
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (О лосе)
- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).
- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?
Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.
Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.
Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося)
- задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)
По цвету: тёмно-бурый, белые
Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные
Размеру, росту: длинная, огромная, высокие
Весу: тяжёлый, грузный
Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.
- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
Неслучайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Одни и те же прилагательные могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения.
Упражнение 2( работа в парах)
Вначале учитель текст читает без имен прилагательных, затем – авторский текст читают дети сами (текст на карточках напечатан).
Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».)
-Какой текст понравился больше?
- Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
- Выпишите 3- 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их. Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).
- Как их определить? (по существительному)
Упражнение 3 ( у доски ученик)
Ослепительной змейкой блеснула молния, и над головой оглушительными раскатами прокатился гром.
- Запись и разбор предложения.
- Выявление синтаксической роли прилагательных.
Упражнение 4
- Сформулируйте задание к упражнению. На доске запись:
- конура
? - холод
- кольцо
? - характер
? - нервы
- прутья
(нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)
Собачья конура, собачий холод;
Золотое кольцо, золотой характер;
Стальные нервы, стальные прутья.
- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?
- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)
- Назовите фразеологизмы. (собачий холод)
- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)
- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.
Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)
VI. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Учебник, Упр.318.(Один ученик у доски)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
- Д.з.: упр.319 или 320 п.55 стр 4-5
- И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам нужно знать, беречь!
ПРИЛОЖЕНИЯ (материал к уроку для распечатывания)
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.
Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».)