СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Повторение".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса.Цель урока: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Повторение".»

Урок русского языка в 6 классе


Тема: «Имя прилагательное как часть речи». Повторение изученного в 5 классе.



Цель урока: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном как части речи.


Задачи урока:

  1. образовательные:

- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;

- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

  1. развивающие:

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

  1. воспитательные:

- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи


Тип урока: урок повторения пройденного


Методы и приемы, используемые в ходе урока:

- наглядно – иллюстративный

- проблемный

- частично – поисковый


Оборудование:

- доска

- карточки

Литература:

- учебник «Русский язык часть 2» для 6 класса М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.,

- поурочные разработки по русскому языку для 6 класса ( Н.В.Егорова),

- тексты из художественной литературы.




Ход урока:

I. Организационный момент

- приветствие

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

К уроку готовы! Тогда - за работу!


  1. Мобилизующий этап.

Начнём урок с ситуации в магазине.



Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»

- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)

- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»

-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.


- Вы оказывались в подобной ситуации?


- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)


  1. Формулирование темы, цели и задачи урока:


- Определите тему урока.

Значит, тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.

По опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока.

Опорные фразы (на доске):

  1. Повторить изученное о…

2. Учиться .…… ..….. в речи.

3. Определить ….. роль …. в … .


IV. Актуализация знаний учащихся


Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.( У учащихся на партах карточка с диалогом).


Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)


- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.


Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается)


- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)


Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.




  1. Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.


Упражнение 1

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского? ( На партах карточки с текстом)

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (О лосе)


- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.


Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося)


- задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)

  • По цвету: тёмно-бурый, белые

  • Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные

  • Размеру, росту: длинная, огромная, высокие

  • Весу: тяжёлый, грузный

  • Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.


- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)


Неслучайно прилагательные говорят о себе так:


С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.


Одни и те же прилагательные могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения.


Упражнение 2( работа в парах)

Вначале учитель текст читает без имен прилагательных, затем – авторский текст читают дети сами (текст на карточках напечатан).

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».)


-Какой текст понравился больше?


- Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».


- Выпишите 3- 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их. Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).


- Как их определить? (по существительному)

Упражнение 3 ( у доски ученик)


Ослепительной змейкой блеснула молния, и над головой оглушительными раскатами прокатился гром.

- Запись и разбор предложения.

- Выявление синтаксической роли прилагательных.


Упражнение 4

- Сформулируйте задание к упражнению. На доске запись:

- конура

? - холод


- кольцо

? - характер


? - нервы

- прутья

(нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)


  • Собачья конура, собачий холод;

  • Золотое кольцо, золотой характер;

  • Стальные нервы, стальные прутья.


- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?


- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)

- Назовите фразеологизмы. (собачий холод)


- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)





- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.


Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)


VI. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Учебник, Упр.318.(Один ученик у доски)


VII. Итог урока. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.


- Д.з.: упр.319 или 320 п.55 стр 4-5


- И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

































ПРИЛОЖЕНИЯ (материал к уроку для распечатывания)




Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)





Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.





Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».)