СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с ссылками на  цифровые ресурсы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова"»

Тема урока: Многозначные слова

УМК «Начальная школа 21 века», учебник «Русский язык» 2 часть. Авторы: С.В. Иванов, О.А. Евдокимова.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с  многозначными словами.

Предметные УУД:

уточнить представление об многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- содействовать развитию умения составлять предложения;

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор  мультимедийная  презентация.

1.Орг. момент

На столе моем книги,

Много радостных книг!

Их открыл мне учитель –

Мудрый русский язык!

   Слайд №1

- Прочитайте слова на слайде. Автор этих слов поэтесса Этибор Ахунова. Как вы понимаете слова поэтессы.

- Сегодня русский язык поможет нам открыть ещё одну тайну , которая поможет нам стать грамотными читателями.

- Как можно связать ваши знания по русскому языку и число 9 с данным стихотворением? (Доказывают, называя орфограммы), давайте проверим ваши ответы.

Слайд №2

- Тема урока так же скрыта в стихотворении. с. 27

Слайд №3

- Почему девочка не поняла, о чем её попросили? Откройте толковый словарь с. 168 прочтите, что обозначает слово ТЕПЛОТА?

- Так почему девочка не поняла маму (2 значения)

- Слова, которые имеют более одного лексического значения - тема нашего урока.

- Что бы вы хотели узнать о таких интересных словах?

Слайд №4( по щелчку выходят цели урока)

1.Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

2. Почему разные предметы, действия и даже признаки предметов называют одним и тем же словом?

3.Как понять в каком значении слово употреблено?

4. Где можно найти толкование многозначных слов?

- В процессе работы мы ответим на эти вопросы при условии дружной работы в паре и группе.

Слайд №5

- Если слово имеет не одно, а много значений как бы вы его назвали? (многозначное слово) (Дети предлагают варианты) Давайте составим слово из двух слов многозначение, запишите слово, давайте разберем его по составу.( 1 ученик у доски делает разбор)

- Мы ответили на первый вопрос?

- А вы знаете многозначные слова? Давайте проверим. Сейчас проведем диктант, я называю слово, вы в паре решаете, если это слово многозначное, то записываете его. (Игла, гребешок, лисички, ножка, коса, рукав, головка) Какие слова записали? Докажите, что у этих слов есть несколько значений.

- На какие 2 группы можно разделить слова? (безударная гласная, парная согласная)

ИНТЕРДОСКА- дети передвигают слова в две группы: безударная гласная, парная согласная – доказывают, подбирают проверочные слова. Один из вариантов слова напечатать на карточках и на магнитной доске провести классификацию)

- Почему предметы названы, одним словом? Возможно, вам помогут иллюстрации учебника на с. 28, Почему названы одним словом часть дерева, часть зуба и часть слова? Часть руки, инструмент маляра и часть ягодного растения?

(Через систему контроля и качества знаний Classroom Management на нетбуки детей высылаются ссылки)

- Откройте 1 ссылку. http://learningapps.org/display?v=pe9a1uzkk17

- Разгадав кроссворд в парах, вы познакомитесь еще с несколькими многозначными словами.

(У тех детей, у которых не сработал интернет, работают у доски)

- Подведем итог первой части урока. Как называются слова, которое имеют два и более лексических значения?

- Как они произносятся, как пишутся?

ИНТЕРДОСКА

- Соберите правило. Многозначные слова, пишутся по–разному, пишутся одинаково, произносятся одинаково, произносятся по-разному, имеют несколько лексических значений, имеют 1 лексическое значение.

Физкультминутка.

Слайд №5

- Слово бабочка, можно назвать многозначным? А какое значение сейчас имеет это слово?

- А как можно определить значение слова? (Только в предложении или в тексте)

Слайд №6

- В группе составьте и запишите предложения с любыми словами, которые видите на слайде.

Проверка.

- Какую еще тайну мы открыли о многозначных словах? (Понять значение слова можно только в предложении)

- А слово тупик однозначное или многозначное? А где можно узнать, сколько значений имеет то или иное слово. ( В толковом словаре)

- Найдите слово в толковом словаре. Найдите в словаре слова, имеющие несколько лексических значений. (Дети зачитывают выбранные слова)

- Так, где можно найти толкование значения слова?

- Подведем итог урока, выйдите по ссылке и заполните пропуски, чтобы собрать все наши открытия в правило.

https://h5p.org/node/47779?feed_me=nps

- Прочтите получившееся правило.

Слайд №7

- Дома найдите значение слова земля, а как вы сможете доказать, что это слово многозначное? Придумайте и запишите предложения с этим словом.

Слайд №8

Слайд №4

- Посмотрите еще раз на вопросы, ответы на которые мы должны были найти. Оцените свою работу используя лесенку успеха и схематично нарисуйте того человечка, который стоит на той ступеньке, на которой вы видите себя.

- Есть ли в нашем классе дети, которые нарисовали себя на 2-х нижних ступеньках? Значит, делаем вывод: все работали хорошо. Молодцы!