СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему:Что такое родственные слова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с понятием родственные слова ,с признаками однокоренных слов,развивает речь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему:Что такое родственные слова?»

Что такое родственные слова?

Цели: формировать умение видеть и образовывать родствен­ные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализи­ровать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока I.Организационный момент

П.Актуализация знаний

1.Орфографическая минутка

— Запишите слово по лексическому значению.

-Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

-Дерево с белым стволом. (Береза.)

-Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)

-Движение воздуха. (Ветер.)

-Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки

сыпучих веществ (Лопата.) (Проверка. Сверка с образцом па доске.)

- В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)

- В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)

- Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.) В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)

2. Объяснительный диктант

(КИМы (с.46).)

III. Работа по теме урока

С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)

- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)

1. Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).

— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова на­звать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.) — Напишите родственные слова, выделите корень.

2. Самостоятельная работа

— Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вари­ант II — мама. (Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родствен-

IV. Физкультминутка

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели.

V. Закрепление изученного материала Упр. 81 (с. 60).

— Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)

— Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)

— Выделите в словах корень. Упр. 82 (с. 60).

— Прочитайте первую группу слов.

— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)

— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень.

(Лето, летний, летом.)

(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: ва­риант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)

— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одина­ковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)

— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть оди­наковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)

VI. Рефлексия

— Подчеркните в стихотворении родственные слова.

Снежная сказка. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный. Чем не сказка белый свет — Снежный, снежный, снежный! С. Погореловский

(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снеж­ные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, сне­гурки, снежный.)

(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

VII. Подведение итогов урока

— Какие слова называются родственными?

— Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)