учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
развивать речь учащихся; ввести термины: сиять, дистанция;
развивать орфографическую зоркость;
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение к собеседнику и учителю;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
| Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Проверка домашнего задания | 1.Повторение теоретического материала по теме ««Раздельное написание Не с деепричастиями». 2.Игра «Будь внимателен!» (Нужно записать слова в два столбика, первый-раздельное написание, второй-слитное написание) 3.Выполните синтаксический разбор предложений | Игра «Лови вопрос»: (Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос). - Как пишется частица НЕ с деепричастиями? - Когда НЕ с деепричастиями пишется слитно? (Не) требуя, (не) годуя, (не) приехав, (не) сложив, (не) читая, (не)доумевая, (не) говоря, (не) навидя, (не) улыбаясь, (не) преодолев, (не) прощаясь. 1 вариант (Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости. 2 вариант (Не) дождавшись зелёного сигнала, светофора (не) покидайте дом. |
3. | Актуализация знаний по теме «Деепричастие» | 1) Устный опрос. - Что такое деепричастие? -Что обозначает деепричастие? -Признаки, каких частей речи, имеет деепричастие? - Чем в предложении является деепричастие? 2)Учащиеся выполняют задания на карточках на знание правил. (взаимопроверка и выставление оценок). | (Деепричастие – это особая форма глагола) (Добавочное действие к основному) (признаки глагола и наречия) (обстоятельством) Соотнесите стрелками вопрос и ответ На какие вопросы отвечает деепричастие? | Какой? какая? какое? | Что делая? Что сделав? | Чем является в предложении? | дополнением | обстоятельством | Признаки, каких частей речи имеет? | Глагола и наречия | Глагола и прилагательного | Как изменяются деепричастия? | По родам, числам, падежам | Не изменяются | Как на письме выделяется деепричастный оборот? | Если стоит после определяемого слова | Всегда выделяется | |
4. | Формулирование темы и определение целей урока. | - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? – Исходя из темы урока, сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Деепричастия несовершенного вида». -Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? - Какие качества нам помогут в достижении цели? - Правильно, наша задача – познакомиться с образованием деепричастий несовершенного вида»; - научиться образовывать деепричастия несовершенного вида. | Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь) Я хочу изучить материал по теме урока. Я хочу узнать: 1.Что обозначают деепричастия несовершенного вида? 2.На какой вопрос отвечают? 3.Как образуются? Мы должны уметь применять орфографическое правило: «Образование деепричастий несовершенного вида»; Работать активно, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Внимательность, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д. |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Деепричастия несовершенного вида». | 1.Анализ материала по таблице, данной в учебнике п.29 на стр.84 - Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы: - что обозначают деепричастия несовершенного вида? - на какой вопрос отвечают? - при помощи чего образуются деепричастия несовершенного вида? -Какой вывод можно сделать? | Исследовательская работа (учащиеся дописывают предложения и делают вывод) Деепричастия несовершенного вида обозначают … Деепричастия несовершенного вида отвечают … Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов … глядеть | глядя | кричать | крича | улыбаться | улыбаясь | негодовать | негодуя | недоумевать | недоумевая | Вывод: 1)Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. 2)Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? 3)Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов –а (-я). 4) Деепричастия несовершенного вида не образуются: от глаголов на -чь беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ; от глаголов на -нуть вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ; от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных тку, лгу, рву, шью, пью… ; от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: вяжу, мажу, пишу, кажусь. |
5. | Физкультминутка | А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. | |
6. | Закрепление изученного материала. | 1.Образуйте деепричастия несовершенного вида. Составьте предложения со словами ржавея, черпая, балуясь с частицей НЕ. 2.Практическая работа - Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения. 3.Творческое задание. Задание: Спишите, заменяя глаголы в неопределённой форме деепричастиями несовершенного вида. 4.Игра «Третий лишний» | Учащиеся выполняют упражнение №174 в тетрадях, по цепочке – у доски. 1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Весело и вел..чаво, словно взлетая, подн..мается могучее светило.5)Яркое с..яние стоит (не)долгое время над потемневш..й землёй. & Работа над словарным словом: Сиять - (записать лексическое значение слова, составить с ним предложение) Учащиеся самостоятельно выполняют упр.175, затем взаимопроверка & Работа над словарными словами Дистанция, бассейн а) ненавидя, не приняв, недоумевая б) негодуя, невзлюбив, не стерпев в) не понимая, не понимал, не поняв д) не чувствуя, не смотря, не продумав |
8. | Домашнее задание | параграф 29, выучить правило; упр.176 | |
9. | Рефлексия. | - Чему мы сегодня научились? - Что было легко? -Что было сложно? -Что было непонятно? - Что понравилось? - Поставьте смайлики напротив утверждений: | Отвечают на вопросы. - Я знаю: что обозначают деепричастия несовершенного вида; на какой вопрос отвечают; как образуются. - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы - многое непонятно. |