СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Неопределённо-личные предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие  неопределённо-личных предложений;
  • формировать умения находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • формировать умение использовать неопределённо-личные предложения в речи;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Неопределённо-личные предложения».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Неопределённо-личные предложения».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие о неопределённо-личных предложений;

  • формировать умения находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

  • формировать умение использовать неопределённо-личные предложения в речи;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: неопределённо - личное

  • развивать орфографическую зоркость;

  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 8 класс, Т.А.Ладыженская, 2016 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос.

- Какие предложения называются двусоставными? - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы делятся односоставные предложения? - Какие предложения называются назывными?

- Какие предложения называются определённо-личными?







































2. Игра «Не спутай кармашки».

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите главные члены, определите, чем он выражен.


Дополните предложения


Двусоставные предложения это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и .., и ..

Односоставные предложения

это такие предложения, которые имеют только один главный член: .. или .. . Односоставные предложения делятся на

односоставные предложения с главным членом – сказуемым: .. -личные, ..-личные, .. -личные и..; с главным членом – подлежащим: ..

Назывные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным.

Определённо – личные предложения

это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме .., .. лица .. или .. наклонения


0дносост. наз.

Односост. о/л




Не забуду этой встречи. Вот и звонок. Выхожу из дому рано утром. Площадь перед собором в Москве. Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой. Весенняя ночь. Глухая пора листопада.

3.

Сообщение темы урока


- Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Предложения односоставные. Неопределённо-личные предложения».

-Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»


EСоставляют цели, проговаривают их классу

Мы должны:

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие неопределённо-личных предложений;
-научиться находить неопределённо-личные предложения;
определять вид односоставных предложений

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Неопределённо – личные предложения».










1.Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений.

- Какой формой выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях?




2. Работа с учебником.

§33 стр.107-108

-Прочитайте правило.

- Какие предложения называются неопределённо- личными?

-Почему так называются неопределенно-личные предложения? (Нельзя определенно назвать лицо, которое совершает действие).

-Чем выражено сказуемое в этих предложениях? ( глаголом в форме 3-го лица множественного числа).

-Можно ли в эти предложения подставить подлежащее?


E Исследовательская работа (по карточкам)

Учащиеся сопоставляют предложения.

Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией. (3 л., мн. ч., прош. вр.).

Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам. (3 л., мн. ч., наст. вр.).

На  площади  строители построят здание  нового  театра. -  На  площади  построят здание  нового  театра. (3 л, мн. ч, буд. вр).


Дети формулируют вывод.

Вывод:

1. В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.

2.Неопределённо - личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения

5.

Лингвофизминутка.


- Немного отдохнем.

Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.). В дверь стучали (односост.). Сердце замирало от страха (двусост.). Внезапно небо потемнело.(двусост.). Цыплят по осени считают (односост.). Злой ветер (односост.). Какая тишина (односост.).

6.

Закрепление изученного материала.


1.Комментированное письмо.

Упр.190

- Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в неопределённо – личных предложениях?








2. Работа в группах

-Выберите из данных предложений неопределенно-личные, укажите, чем выражено сказуемое.





















3.Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.
































4. Игра «Корректор».

-Исправьте ошибки.













5. Работа с поэтическими текстами.

I вариант – Выписать предложения определённо-личные.

II вариант - Выписать предложения неопределённо-личные.















6. Игра – конкурс «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?




E Один ученик работает у доски, остальные – на местах

Дни поздней осени бранят обыкновенно (3 л., мн. ч., наст. вр.). Ведут(3 л., мн. ч., наст. вр.) ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несёт. Три дня все поиски по нём напрасны были; но потом его в степи без чувств нашли (3 л., мн. ч., прош. вр.). И казнили (3 л., мн. ч., прош. вр.) Степана Калашникова смертью лютою, позорною.



В магазин привезли новые книги. Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку. Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут. Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.


Образец 1. В выходной день была организована прогулка на лыжах.- В выходной день организовали прогулку на лыжах

Лучшие ученики были приняты в комсомол. Школьники оборудовали спортплощадку около школы. Библиотека выписала для учащихся новые журналы. Шефы для нас построили новую школу. По радио диктор передавал последние известия

Образец 2. Диктор передает по радио о предстоящем похолодании.- По радио передают о предстоящем похолодании.

Директор посылает брата в командировку. Сестра меня разбудит утром. Девушка продает в киоске новые книги. У нас в семье все любят спорт. Вас кто-нибудь проводит до дома? На вас некоторые жалуются.


1). За  рекой  косили (о./л.). 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит (наз.)   3).  В поселке  строят  новую  школу (н./л.)   4). Люблю  зимний  лес (о./л)    5). Город  и  людей  как  будто  подменили (односост.).  6).  Первые  шаги  весны (двусост.)    7). В  клубе  пели  и  плясали (о./л.) . 8). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет (наз.). 10).  В  дверь   негромко  постучали (н./л.).


1.И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

(А.С. Пушкин).

2. Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю!

( М.Ю. Лермонтов)

3. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(А.С.Пушкин)

4.Дни поздней осени бранят обыкновенно…

(А.С. Пушкин)

5.Не уходи, побудь со мною!

(А.С. Пушкин)

Ответы: определённо-личные: 2,3,5; неопределённо-личные:1,4



1. Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)

2.Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л)

3.Цыплят по осени считают. (н-л)

4. В доме шумят. (н-л)

5.Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)

6.Травы скашивают рано утром. (н-л)

7. Знали бы дорогу- не заблудились бы. (н-л)

8. . Иду на помощь! (о-л)

7.

Домашнее задание

§32 выучить правило;

Упр.192

Выполнить тестовые задания

Записывают домашнее задание в дневники

8.

Рефлексия.


-У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

    • Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.

-С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке?

-Какие предложения называются неопределённо-личными?

Повторение алгоритма.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.

  1. нахожу грамматическую основу

  2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение

  3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое

  4. если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения

если подлежащее - только назывное


- Поставьте смайлики напротив утверждений:


E Отвечают на вопросы.










Это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л. множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени.









- Я умею …

- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.


Выполните тест

Задание: записать номера определенно-личных предложений.

1. Тихо и сонно в деревне.

2. Скалы продолжают изумлять нас.

3. Не забуду этой встречи.

4. От увядших цветов веет прощанием и покоем.

5. Откройте тетради и запишите.

6. С дождями связано много примет.

7. Темнело в это время года рано.

8. Иду на помощь!

9. Воздух чист и прозрачен.

10. Утренний сон сладок.

11. Мне удалось поговорить.

12. В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

13. Люблю Балтийское море.

14. Его все подробно расспрашивали о поездке.

15. Найдите определенно-личные предложения.

Ключ: 3, 5, 8, 13, 15.

Тестовые  задания.

1. Односоставные  предложения  делятся  на ….

А)  10;  Б)  2;   В) 4.

2.     Какое  предложение  не  является  односоставным. ?

А) В  поселке  строят  новую  школу.

Б) Первые  шаги  весны.

В) Картина  полна  солнечного  света.

3.  Найдите  определенно  -  личное  предложение

А) Светает.

Б) В  лесу  тихо.

В) Люблю  зимний  лес.

4.  Укажите назывное  предложение.

А) Первые  шаги  весны.

Б) Люблю  спать  на  чердаках.

В) Не  жди  рассвета.

5.  Найдите  неопределенно  -  личное  предложение.

А) Цыплят  по  осени  считают.

Б) Славный  вечер.

В) В  балкон  вынесли  ковры,  паласы. 1) 4;  2) В;   3) В;   4) А;   5) В.