2. | Проверка домашнего задания | 1. Фронтальный опрос. - Какие предложения называются двусоставными? - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы делятся односоставные предложения? - Какие предложения называются назывными? - Какие предложения называются определённо-личными?
2. Игра «Не спутай кармашки». - Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите главные члены, определите, чем он выражен. | Дополните предложения Двусоставные предложения это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и .., и .. Односоставные предложения это такие предложения, которые имеют только один главный член: .. или .. . Односоставные предложения делятся на односоставные предложения с главным членом – сказуемым: .. -личные, ..-личные, .. -личные и..; с главным членом – подлежащим: .. Назывные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным. Определённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме .., .. лица .. или .. наклонения 0дносост. наз. | Односост. о/л | | | Не забуду этой встречи. Вот и звонок. Выхожу из дому рано утром. Площадь перед собором в Москве. Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой. Весенняя ночь. Глухая пора листопада. |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Неопределённо – личные предложения». | 1.Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений. - Какой формой выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? 2. Работа с учебником. §33 стр.107-108 -Прочитайте правило. - Какие предложения называются неопределённо- личными? -Почему так называются неопределенно-личные предложения? (Нельзя определенно назвать лицо, которое совершает действие). -Чем выражено сказуемое в этих предложениях? ( глаголом в форме 3-го лица множественного числа). -Можно ли в эти предложения подставить подлежащее? | E Исследовательская работа (по карточкам) Учащиеся сопоставляют предложения. Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией. (3 л., мн. ч., прош. вр.). Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам. (3 л., мн. ч., наст. вр.). На площади строители построят здание нового театра. - На площади построят здание нового театра. (3 л, мн. ч, буд. вр). Дети формулируют вывод. Вывод: 1. В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными. 2.Неопределённо - личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения |
6. | Закрепление изученного материала. | 1.Комментированное письмо. Упр.190 - Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в неопределённо – личных предложениях? 2. Работа в группах -Выберите из данных предложений неопределенно-личные, укажите, чем выражено сказуемое.
3.Творческая работа - Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.
4. Игра «Корректор». -Исправьте ошибки. 5. Работа с поэтическими текстами. I вариант – Выписать предложения определённо-личные. II вариант - Выписать предложения неопределённо-личные. 6. Игра – конкурс «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?
| E Один ученик работает у доски, остальные – на местах Дни поздней осени бранят обыкновенно (3 л., мн. ч., наст. вр.). Ведут(3 л., мн. ч., наст. вр.) ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несёт. Три дня все поиски по нём напрасны были; но потом его в степи без чувств нашли (3 л., мн. ч., прош. вр.). И казнили (3 л., мн. ч., прош. вр.) Степана Калашникова смертью лютою, позорною.
В магазин привезли новые книги. Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку. Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут. Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе. Образец 1. В выходной день была организована прогулка на лыжах.- В выходной день организовали прогулку на лыжах Лучшие ученики были приняты в комсомол. Школьники оборудовали спортплощадку около школы. Библиотека выписала для учащихся новые журналы. Шефы для нас построили новую школу. По радио диктор передавал последние известия Образец 2. Диктор передает по радио о предстоящем похолодании.- По радио передают о предстоящем похолодании. Директор посылает брата в командировку. Сестра меня разбудит утром. Девушка продает в киоске новые книги. У нас в семье все любят спорт. Вас кто-нибудь проводит до дома? На вас некоторые жалуются. 1). За рекой косили (о./л.). 2). По дороге зимней скучной тройка борзая бежит (наз.) 3). В поселке строят новую школу (н./л.) 4). Люблю зимний лес (о./л) 5). Город и людей как будто подменили (односост.). 6). Первые шаги весны (двусост.) 7). В клубе пели и плясали (о./л.) . 8). На балконе соседней дачи зажгли свет (наз.). 10). В дверь негромко постучали (н./л.). 1.И на обломках самовластья Напишут наши имена. (А.С. Пушкин). 2. Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю! ( М.Ю. Лермонтов) 3. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С.Пушкин) 4.Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин) 5.Не уходи, побудь со мною! (А.С. Пушкин) Ответы: определённо-личные: 2,3,5; неопределённо-личные:1,4
1. Выберите себе книгу по вкусу. (о-л) 2.Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л) 3.Цыплят по осени считают. (н-л) 4. В доме шумят. (н-л) 5.Сегодня рисуем пейзаж. (о-л) 6.Травы скашивают рано утром. (н-л) 7. Знали бы дорогу- не заблудились бы. (н-л) 8. . Иду на помощь! (о-л) |
8. | Рефлексия. | -У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались? -С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке? -Какие предложения называются неопределённо-личными? Повторение алгоритма. - Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм. нахожу грамматическую основу смотрю: односоставное или двусоставное предложение если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения если подлежащее - только назывное - Поставьте смайлики напротив утверждений: | E Отвечают на вопросы. Это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л. множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени. - Я умею … - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы - многое непонятно. |