СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Назывные предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие назывных предложений;
  • сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать назывные предложения в речи;
  • определять роль назывных предложений в художественной литературе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Назывные предложения».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Назывные предложения».

Тип урока:урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие назывных предложений;

  • сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;

  • сформировать умение использовать назывные предложения в речи;

  • определять роль назывных предложений в художественной литературе

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: назывное предложение

  • развивать орфографическую зоркость;

  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 8 класс, Т.А.Ладыженская, 2016г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.


2.

Повторение по теме: «Односоставное и двусоставное предложение».


  1. Разминка

а) повторение по вопросам:

- Что мы называем главными членами предложения?

- Что мы называем грамматической основой предложения?

- По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

- Какие предложения называются двусоставными, односоставными?

б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные,

2-если предложения

двусоставные).










1.За дверью бегают.

2. В переулке пахнет морем.

3.Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

4. Москва. Царские палаты.

5. Будем вместе служить.

6. Мне не хватает нежности твоей.

7. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

8. Установились морозные дни.

9. Береги честь смолоду.

10. Уже совсем рассвело.

11. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом.

12. Сообщили о резком похолодании.

13. Я помню чудное мгновенье.


3.

Сообщение темы урока


- Прочитайте тему урока.

-Давайте определим, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке.

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Предложения односоставные. Назывные предложения».

-Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»


EСоставляют цели, проговаривают их классу

Мы должны:

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие назывных предложений;
-научиться находить назывные предложения;
определять вид односоставных назывных предложений

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Назывные предложения».










1.Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.




-Назовите двусоставные предложения, односоставные предложения. Определите, чем выражается главный член

Односоставных предложений?


2. Работа с учебником.

§31 стр.100-105

-Прочитайте правило.

- Какие предложения называются назывными?

-Почему так называются эти предложения?

-Чем выражен главный член в этих предложениях?

- Как вы думаете, где назывные предложения чаще всего употребляются?

-Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных статьях.

EИсследовательская работа (по карточкам)

Пять часов утра. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому своду.

Голая равнина. Тишина.

Город утонул в (мелово)туманной тени. Свод неба был тих и чист.


(Это предложения: Пять часов утра. Голая равнина. Тишина. - односоставные, так как в них нет сказуемого, а остальные — двусоставные).


Дети формулируют вывод.

Вывод:

1.Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.


2.Односоставными назывными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

3. Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространить назывные предложения могут только определения (согласованные и несогласованные).

5.

Лингвофизминутка.


- Немного отдохнем.

Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.). В дверь стучали (односост.). Сердце замирало от страха (двусост.). Внезапно небо потемнело.(двусост.). Цыплят по осени считают (односост.). Злой ветер (односост.). Какая тишина (односост.).

6.

Закрепление изученного материала.


1.Работа с учебником. Комментированное письмо.

Упр.174

- Спишите, найдите назывные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен.





2. Самостоятельная работа

-Выпишите односоставные назывные предложения. Докажите, что они назывные.








3. Игра «Корректор».

- А сейчас каждый из вас поработает корректором.

-Исправьте ошибки, запишите предложения.








4.Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными








5. Работа с поэтическими текстами.

-Определите назывные предложения. Подчеркните в них главный член.























6. Диктант «Крестики-нолики»

- Теперь поработаем самостоятельно в тетрадях по карточкам


















7. Синтаксический разбор предложений.

-Назовите грамматические основы предложений.



8.Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март»

- Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

E Один ученик работает у доски, остальные – на местах.

Назывные предложения.

Полночь… Снегопад…

Луна. На тропке облюбова(н,нн)ой теней волшебная игра. Снег и берёзы… Зимний вечер. Звёзды в свеж..й вышине, изумрудных ёлок свечи за ледком в любом окне.


1.В хорошую погоду не сидишь дома. 2.В лесу потемнело. 3.Слезами горю не поможешь.

4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Вход в музей. 7.Ясный день. 8.Пахнет прибитой дождём пылью.

9.Мне не работалось. 10.Я не работал. 11.Первый звонок.

(4,5,6,7,11)


Бабье лето.(н.) Время обмолота.(двусост.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(н)

Запах розы и жасмина.(двусост.)

Трепет листьев.(н.)

Блеск луны…(двусост). Из открытых окон льется песня южной стороны.(н.)

Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(двусост). Я один в лесу глухом.(двусост.)


Работа в группах.

Наступил декабрь. – Декабрь.

Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. - Стеллажи с книгами вдоль стен, большой стол с горой рукописей.

Показались ракеты. – Ракеты.

Подхожу к электростанции. – Электростанция.


Шепотробкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А.Фет.

Мороз и солнце, день чудесный!

Опять ты дремлешь, друг прелестный!

А. Пушкин

Утро туманное, утро седое.
Нивы печальные, снегом укрытые.
И. Тургенев


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

А. Блок


Учащиеся выбирают самостоятельно назывные предложения и вносят в таблицу. Взаимопроверка.

1. Зимний лес.

2. Занесенная снегом избушка.

3. Идет снег.

4. Вечереет.

5. По темному небу плывут облака.

6. Тоскливо.

7. Изредка птицы ночные кричат.

8. Тишина.

9. Величавые ели.

10. Засыпает страна Снежной королевы.

Проверка: Назывные предложения – 1, 2, 8, 9


1.Тихая, звездная ночь…

2.Темно – синее небо в мелких и в крупных звездах.

3.Сновиденье. 4.Пробужденье.

5.Тает мгла.





День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

7.

Домашнее задание

§31 выучить правило;

Упр.175

Выполнить тестовые задания

Найти и выписать назывные предложения в стихах А.Фета, А.Ахматовой, М.Цветаевой. Подчеркнуть в них главный член предложения.

Записывают домашнее задание в дневники

8.

Рефлексия.

Итог урока.

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее. (Да).

– Назывное предложение быть нераспространённым. (Да).

– Назывное предложение быть распространённым. (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).


- Поставьте смайлики напротив утверждений:


E Отвечают на вопросы.


- Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,

отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

- Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.


- Я умею …

- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.













Дополнительный материал

Повторение алгоритма.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.

1. нахожу грамматическую основу

2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение

3.если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое

4.если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения; если подлежащее - только назывное.



Цифровой диктант

1.Доброе слово лечит.

2.У завистливого человека не бывает друзей.

3.Дело мастера боится.

4.Давши слово, держи его.

5.Один конь тучи пыли не поднимет.

6.Под лежачий камень вода не течёт.

7.На чужой каравай рот не разевай.

8.Согласного стада волк не дерёт.

9.Яблочко от яблоньки недалеко падает.

10.Без беды друга не узнаешь.

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

– При помощи назывных предложений автор рисует сказочную картину осеннего леса, похожего на дворец.

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)



Карточка № 1

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.





Мини-тест.

Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.

1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.

(Работа в парах по карточкам. Определенно-личное безличное неопределенно-личное двусоставное безличное неопределенно-личное безличное двусоставное определенно-личное двусоставное)

1. Объяснительный диктант.

Какие задачи стоят перед нами?

(Отрывок из статьи К. Г. Паустовского).

Мещёра. Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

Можно назвать записанное нами текстом? Почему?

Какова тема этого текста?

Тип текста?

Стиль текста?

- Паустовский учит нас видеть красоту родной природы, всего того, что нас окружает.