2. | Проверка домашнего задания | 1.Повторение теоретического материала по теме «Запятые при деепричастном обороте». 2.Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот). | Игра «Лови вопрос»: (Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос). - А что мы можем назвать деепричастным оборотом? - Какова его роль в предложении? - Как деепричастие и деепричастный оборот выделяются на письме? - Когда деепричастия и деепричастные обороты не обособляются? (опора на карточки – информаторы) 1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. 2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава, работать не покладая рук и др.: В трудные дни он работал с нами рук не покладая. 3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. 1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома. 2) Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой. 3) Не узнав горя, не узнаешь и радости. 4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь. 5) Потрескивая, горел костёр. 6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых. 7) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей. (2, 3, 5, 6, 7) |
3. | Повторение материала «Слитное и раздельное написание Не с глаголами». | 1. Работа с карточками.- Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки, объясните орфограмму «Не с глаголами». - Как пишутся глаголы с частицей НЕ? | Учащиеся выполняют в тетрадях, затем взаимопроверка Задания на карточках: 1 вариант. (Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ. 2 вариант. (не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды. |
4. | Формулирование темы и определение целей урока. | - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? – Исходя из темы урока, сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Раздельное написание Не с деепричастиями». -Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? - Какие качества нам помогут в достижении цели? - Правильно, наша задача – познакомиться с написанием Не с деепричастиями, научиться правильно писать Не с деепричастиями. | Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь) Мы должны изучить материал по теме урока. Мы должны научиться различать слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями; Мы должны уметь применять орфографическое правило: «Раздельное написание НЕ с деепричастиями»; Работать активно, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Внимательность, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д. |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Раздельное написание НЕ с деепричастиями». | 1.Анализ материала в таблице - Посмотрите на таблицу и проанализируйте написание не с глаголами и не с деепричастиями. – -Какой вывод можно сделать? 2.Работа с учебником. - Прочитайте правило в учебнике п. 28, стр. 82 | Исследовательская работа (учащиеся заполнят таблицу и делают вывод) не глядеть | не глядя | не кричать | не крича | не выскочить | не выскочив | негодовать | негодуя | недоумевать | недоумевая | Вывод: 1)Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно. 2)Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно. |
6. | Закрепление изученного материала. | 1. Спишите пословицы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «НЕ с глаголами» и «НЕ с деепричастиями». 2.Работа с сигнальными карточками. Учитель называет словосочетания. Игра «Будь внимателен!» (Нужно записать слова в два столбика, первый-раздельное написание, второй-слитное) 3.Самостоятельная работа. - Отметьте слитные написания, составьте с ними словосочетания.
4.Выполните синтаксический разбор предложений. 5.Творческое задание. Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот. | Учащиеся выполняют упражнение №170 в тетрадях, по цепочке – у доски. & Работа со словарём: Брод- мелкое место реки или озера, удобное для перехода. Соваться – лезть, вмешиваться во что- нибудь. Учащиеся показывают сигнальные карточки «слитно» и «раздельно». (Не) торопясь, (не) годуя, (не) зная, (не) досыпая, (не) читая, (не)доумевая, (не) говоря, (не) навидя, (не) смеясь, (не) взлюбив, (не) прощаясь. (не)видя, (не)веря, (не)находя, (не)замечая, (не)произнося, (не)навидя, (не)дождавшись, (не)узнав, (не)чувствуя, (не)страшась, (не)возмущаясь, (не)припоминая Учащиеся выполняют в тетрадях, один – у доски. 1.Не узнав горя, не узнаешь и радости. 2.Она ползла по болоту, не поднимая вверх головы. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено деепричастным оборотом). 1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам. Белочка, распустив хвост, прыгала по веткам. - Белочка распустила хвост, прыгая по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу. |