2. | Словарно - лексическая работа | -Сегодня познакомимся с лексическим значением слов «претензия», «претендовать». -Выполните синтаксический разбор предложения. | & Работа с толковым словарём. Претензия – 1) заявление права на обладание кем (чем) – нибудь; 2) поведение того, кто желает признания за ним каких – нибудь достоинств, которые он себе приписывает. Претензия на наследство, отклонить чьи – нибудь претензии, человек с претензиями, претензия на ученость. Претендовать -1) на кого –что. Заявлять претензию, рассчитывать на что – нибудь, добиваться чего – нибудь. Претендовать в отличники, в друзья. Претендовать на квартиру, на медаль. 2) Считая себя обладателем каких – нибудь положительных качеств, желать, чтобы их признали другие. Претендовать на остроумие. Почему ты претендуешь3 на помощь товарищей?4 |
3. | Повторение материала «Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи». | 1. Работа с карточками.- Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки, объясните орфограмму «Не с различными частями речи». - Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? | Учащиеся выполняют в тетрадях, затем взаимопроверка Задания на карточках: 1 вариант. (Не)правда, (не)вежда; (не) широкая, а узкая река; (не) прекращать, (не)заботливый, ничуть (не) привлекательный, (не) купили книгу, (не)знакомый автор, (не)лепая история, (не) верное решение. 2 вариант. (не)обыкновенный человек, (не) ответил на вопрос, (не)друг, (не) решительность, а робость, (не)нависть, (не)годовать, (не) настная погода, (не) длинный, а короткий путь. |
4. | Формулирование темы и определение целей урока. | - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? – Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Слитное и раздельное написание Не с причастиями». - Правильно, наша задача – познакомиться со слитным и раздельным написанием Не с причастиями, научиться правильно писать Не с причастиями. | Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь) |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Слитное и раздельное написание Не с причастиями». | 1.Анализ предложений. 2. Коллективное составление алгоритма слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. - Сформулируйте правило о написании НЕ с причастиями. 3. Работа с учебником. - Прочитайте правило в учебнике п. 24, стр. 67 | Исследовательская работа (в группах ). 1 группа: - Проанализируйте примеры и сформулируйте условия слитного написания НЕ с причастиями. Непрекращающийся шум ливня. Я уловил его недоумевающий взгляд. 2 группа: - Проанализируйте примеры и сформулируйте условия раздельного написания НЕ с причастиями. Не прекращающийся весь день шум ливня. Ещё не вспаханное поле. Поле не вспахано. Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные знания. Вывод: 1) Пишется слитно с полными причастиями: а) если без НЕ они не употребляются; б) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а. 2) Пишется раздельно: а) с краткими причастиями; б) с полными причастиями, при которых есть зависимое слово или противопоставление с союзом а. в) когда НЕ входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не |
6. | Закрепление изученного материала. . | 1. Списать, обозначить орфограмму «НЕ с краткими причастиями». 2.Работа с сигнальными карточками. Учитель называет словосочетания. Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем не замеченная ошибка 3.Самостоятельная работа. - Заполните таблицу. Обозначьте изучаемую орфограмму. 4. Творческая работа. Задание: опишите комнату неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями. 5.Работа с карточками (получают сильные учащиеся). | Учащиеся выполняют упражнение №132 в тетрадях, по цепочке – у доски. Учащиеся показывают сигнальные карточки «слитно» и «раздельно». Учащиеся заполняют таблицу, затем проходит взаимопроверка. слитное | раздельное | негодующий незаписанный невырубленный некрашеный | не выполнен, не зависевший от обстоятельств, никого не удививший, не законченный, а начатый, не выслушан, не поняты, не помогавший в работе, не собранный в корзину | (не) годующий; (не) выполнен, (не) записанный, (не) зависевший от обстоятельств, (не) вырубленный, никого (не) удививший, (не) законченный, а начатый; (не)крашеный, (не) выслушан, (не) поняты, (не) помогавший в работе, (не) собранный в корзину. Учащиеся составляют текст, опираясь на опорные слова: не проветрена, неубранная, не мыт, не политы, не убранные хозяином с вечера. Комната не проветрена. Неубранная вовремя постель выглядит неряшливо. Пол давно не мыт, пыль на письменном столе. Цветы не политы. На полу разбросанные газеты и журналы, не убранные хозяином с вечера. План (не) продуман. Ошибка (не) исправлена. Ветер ворвался через (не) закрытое окно. На столе стоял (не) тронутый (ни) кем завтрак. (Не) доумевающий взгляд учителя скользил по тетради. |
9. | Рефлексия. | - Что повторили о правописании с НЕ? - Что нового узнали о правописании не? - Что было легко? -Что было сложно? -Что было непонятно? - Что понравилось? - Поставьте смайлики напротив утверждений: | Отвечают на вопросы. - Я умею различать слитное и раздельное написание Не с причастиями; - Я умею применять орфографическое правило: «Слитное и раздельное написание Не с причастиями»; - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы - многое непонятно. |