СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосоче­тании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предло­жении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание"»

Урок 11. Словосочетание

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосоче­тании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предло­жении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Анализ контрольного диктанта

  3. Самоопределение к деятельности

  • Составьте предложение из слов, изменяя форму слов там, где это необходимо.

Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные. (В берёзовой роще поселились шумные грачи.)

  • Найдите главные члены предложения.

  • Какой второстепенный член поясняет под лежащее? {Шумные) Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенному

члену. (Грачи (какие?) шумные.)

  • Кто прочитал на «Страничке для любознательных», как на­зывается этот второстепенный член? (Определение.)

  • Найдите в этом словосочетании главное слово. (Грачи.)

  • Какое слово в словосочетании называется главным? (То, от которого мы ставим вопрос.)

  • Какое слово в этом словосочетании является зависимым? (Шумные.)

  • Какой второстепенный член поясняет сказуемое? (Вроще.)

  • Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (Поселились (где?) в роще.)

  • Как называется этот второстепенный член? (Обстоятельство.)

  • Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слова. (Главное слово — поселились, зависимое — в роще.)

  • Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще? Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. (Вроще (какой?) берёзовой.)

  • О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словосочетании.)

  • Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое сло­восочетание, научиться выделять словосочетания из предло­жения, повторить, какие слова в словосочетании называются главными, а какие — зависимыми.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 28 (с. 22).

(Коллективное выполнение.)

  • Является ли грамматическая основа предложения слово­сочетанием? (Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения.)

  • Какие слова в записанных словосочетаниях являются глав­ными, а какие — зависимыми?

  • Какую роль играет зависимое слово? (Оно уточняет главное слово.)

  • Каким членом предложения является зависимое слово?

(Самостоятельный разбор по составу слова хлопотливые. Са­мопроверка.)

  • Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

(Обобщение представлений о словосочетании.)

Упр. 29 (с. 22).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

  • Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

  • Определите значение слова по толковому словарю.

  • Подберите однокоренные слова к слову горизонт. (Горизон­тальный.)

  • Составьте и запишите с ним словосочетание.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический.)

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 31 (с. 23).

(Чтение текста, коллективное обсуждение вопросов, само­стоятельная работа над изложением. Самопроверка. Тем, кто сЛравится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить упр. 30 (с. 23).)

  1. Рефлексия

Работа по карточкам

  • Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова.

Вариант 1

Золотая осень замела дорожки в парке. (Золотая осень, замела до­рожки, замела в парке.)

Вариант 2

Поздней осенью льют холодные дожди. (Холодные дожди, льют осе­нью, поздней осенью.)

(Самопроверка.)

  • Оцените свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов урока

  • Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

  • Что значит «выписать из предложений словосочетания»? Как это сделать?

  • Какое слово в словосочетании является главным?

  • Какое слово является в словосочетании зависимым?

  • Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).