Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосочетании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание"»
Урок 11. Словосочетание
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосочетании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Организационный момент
Анализ контрольного диктанта
Самоопределение к деятельности
Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные. (В берёзовой роще поселились шумные грачи.)
члену. (Грачи (какие?) шумные.)
Кто прочитал на «Страничке для любознательных», как называется этот второстепенный член? (Определение.)
Найдите в этом словосочетании главное слово. (Грачи.)
Какое слово в словосочетании называется главным? (То, от которого мы ставим вопрос.)
Какое слово в этом словосочетании является зависимым? (Шумные.)
Какой второстепенный член поясняет сказуемое? (Вроще.)
Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (Поселились (где?) в роще.)
Как называется этот второстепенный член? (Обстоятельство.)
Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слова. (Главное слово — поселились, зависимое — в роще.)
Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще? Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. (Вроще (какой?) берёзовой.)
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словосочетании.)
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое словосочетание, научиться выделять словосочетания из предложения, повторить, какие слова в словосочетании называются главными, а какие — зависимыми.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 28 (с. 22).
(Коллективное выполнение.)
Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием? (Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения.)
Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными, а какие — зависимыми?
Какую роль играет зависимое слово? (Оно уточняет главное слово.)
Каким членом предложения является зависимое слово?
(Самостоятельный разбор по составу слова хлопотливые. Самопроверка.)
(Обобщение представлений о словосочетании.)
Упр. 29 (с. 22).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Определите значение слова по толковому словарю.
Подберите однокоренные слова к слову горизонт. (Горизонтальный.)
Составьте и запишите с ним словосочетание.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 31 (с. 23).
(Чтение текста, коллективное обсуждение вопросов, самостоятельная работа над изложением. Самопроверка. Тем, кто сЛравится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить упр. 30 (с. 23).)
Рефлексия
Работа по карточкам
Вариант 1
Золотая осень замела дорожки в парке. (Золотая осень, замела дорожки, замела в парке.)
Вариант 2
Поздней осенью льют холодные дожди. (Холодные дожди, льют осенью, поздней осенью.)
(Самопроверка.)
Подведение итогов урока
Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
Что значит «выписать из предложений словосочетания»? Как это сделать?
Какое слово в словосочетании является главным?
Какое слово является в словосочетании зависимым?
Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?
Домашнее задание
Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).