1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Способ деятельности: установка на успех, беседа. | Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. -Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой, и вы узнали что – то новое. | личностные: самооценка готовности к уроку |
2. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала. Способ деятельности: опрос, беседа, групповая работа. | - Сегодня у нас необычный урок. Недавно урок математики прошел в форме игры. - Кто помнит, что это была за игра? (Урок математики прошел в форме игры «Знатоки математики») - Знатоков математики мы выявили, осталось выявить знатоков русского языка. - Напоминаю правила игры: участвуют три команды 1, 2, 3 ряда. Вам будут даваться задания, которые вы должны будете выполнять. За правильные ответы вы получаете жетоны. И в конце мы подведем итог, и выявим знатоков русского языка. - Вы готовы начать игру? (да) - И первое ваше задание это головоломка «Поиск слов». Дано квадратное поле, на котором размещены буквы, среди этих букв вы должны найти знакомые слова, которые связаны с русским языком. Работаете вы в группах. Отмечаете на этом поле слова. Но самое главное, все слова, которые вы найдете, будут подсказкой к теме нашего урока. - Начинаем наше первое задание, я желаю вам удачи. - Я вижу, что все команды готовы, приступим к проверке. Какие слова вы нашли? (Мы нашли слова: текст, предложение, слово, слог, звук, речь, орфограмма, грамматика) - Обратите внимание на все слова, есть ли такие слова, которые как-то взаимосвязаны друг с другом? Назовите слова и их связь. (Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова делятся на слоги, слоги состоят из звуков) - Верно, молодцы. Я считаю, что каждая команда заработала по жетону. - Отличное начало, продолжайте в том же духе. | личностные: умение выделять свои ошибки; коммуникативные: слушать и понять речь других; предметные: орфографические и грамматические умения |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение темы и цели урока с учащимися. Способ деятельности: обсуждение. | - Обратите внимание у нас остались в стороне слова грамматика и орфограммы. Давайте разберемся с определением этих слов. Что такое орфограмма? (Орфограмма – это опасное место на письме) - А скажите, что такое грамматика? Что она изучает? (Грамматика – это раздел языка, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис) - Молодцы. - А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока:«Совершенствование орфографических и грамматических умений») - Назовите цель урока. (Цель нашего урока: закрепление полученных знаний в орфографии и грамматике) - Молодцы. | личностные: умение правильно формулировать проблему, тему и цель урока; регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
4. Закрепление раннее изученного материала. Цель: закрепить полученные знания в орфографии и грамматике Способ деятельности: объяснение, практическая работа, работа в парах. Физкульминутка Цель: снятие напряжения Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Все слова, которые вы нашли, будут определять нашу работу на уроке. - И первое слово – речь. Что такое речь? (Речь это то, что мы говорим, пишем, слышим и читаем) - Верно. А какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная) - Хорошо. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений) - А из предложений, что можно составить? (Из предложений можно составить текст) - Какие бывают тексты? (Текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение) - Верно, молодцы! И следующее наше задание связано с текстом. На каждой парте у вас лежат три текста. Вам нужно определить к какому типу относится каждый из них. - Давайте проверять. Первая команда, к какому типу вы отнесли первый текст? (повествование) «Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл». - Верно. Как вы догадались, что этот текст-повествование? (В тексте последовательно рассказываются события) - Хорошо, молодцы. Как бы вы озаглавили этот текст? (Прогулка у моря.) Молодцы, вы зарабатываете жетон. - Вторая команда, какой тип текста попался вам? (текст-описание) «Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы». - Как вы догадались, что это текст описание? (В тексте описываются осенние деревья) - Как бы вы озаглавили этот текст? (Осень) - Хорошо, молодцы. Команда зарабатывает жетон. - Команда третьего ряда. Какой тип текста у вас? (Текст-рассуждение) «Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму». - Как вы догадались, что это текст рассуждение? (Автор рассуждает, приводит доводы) - Верно, молодцы. Как бы вы озаглавили этот текст? Команда получает жетон. - Следующее наше задание находится в учебнике на 32 странице, упражнение 66. Прочитайте. Какие орфограммы вам встретились? (Написание суффиксов –ться-, -тся-) - От чего зависит написание этих суффиксов? (Если в вопросе есть мягкий знак, то пишем ться, если нет то тся) - Какие еще орфограммы? (правописание проверяемой гласной в корне, написание непроверяемой гласной в окончании) - Как проверить написание безударной гласной в окончании? (Поставить вопрос от главного слова) - Откройте тетради, запишите число, тему урока. Следите за осанкой, и правильной посадке при письме. Я буду следить за вами, и та команда, которая будет соблюдать правила, получит жетон. - Самостоятельно выполните второе задание. После чего мы проверим. - Молодцы. Вы верно справились с заданием. | коммуникативные: умение слушать и понимать других. личностные: сохранение здорового образа жизни. |
7. Итог урока Цель: подвести итог и планируемые результаты урока. Способ деятельности: беседа. | - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. - Давайте подведём итог нашего урока. - Что такое грамматика? (Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис) - Что такое орфография? (Это раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов и частей слова) - На какие 2 группы делятся части речи? (Части речи делятся на служебные и самостоятельные) - Хорошо. | регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. |