Тема урока: Творительный падеж имен существительных
Цель урока: познакомятся с особенностями творительного падежа: с вопросами, предлогами.
Задачи: развитие умения правильно употреблять существительные в творительном падеже, умение определять и образовывать существительные творительного падежа; расширение кругозора; развитие речи; совершенствование умения работать самостоятельно, в паре, в группе; высказывать свою точку зрения, анализировать, обобщать, делать определенные выводы, оценивать друг друга. Воспитание дисциплины учебного труда.
Ожидаемый результат: умеют определять существительные Т.п. и распознавать их в предложении.
Формы: Индивидуальная, коллективная, фронтально–коллективная, работа в паре, в группе.
Методы: Словесный, частично–поисковый, поисковый, наглядный.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока.
Организационный момент
- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
2. Проверка домашнего задания. (упр. 93 стр. 52)
- Прочитайте стихотворение.
Назовите имена существительные в винительном падеже.
3. Минутка чистописания.
- Подготовим наши руки к письму. Запишите сегодняшнее число, классная работа. (Запись с комментированием)
4. Словарная работа
- с каким новым словарным словом мы познакомились на прошлом уроке? (пятница)
Слайд 1
- Какое лексическое значение этого слова? Что оно обозначает? (Пятый день недели.)
- В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?
Д: Слышится звук [э].
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
- Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.
- Как вы понимаете смысл? О ком так говорят?
Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
- А ещё в русском языке есть такая пословица: Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.).
5. Актуализация знаний:
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном. Придумайте вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.
Слайд 2
- Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)
- Как … ( изменяются имена существительные?)
- Сколько… ( падежей в русском языке?)
- На какие …( вопросы отвечают имена существительные? в …падеже?)
- Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
Слайд 3
- Определите по признакам падеж имени существительного:
Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из РОДИТЕЛЬНЫЙ
Член предложения: второстепенный
- А знаете ли вы, что не во всех языках мира такие же падежи, как у нас? Наши ребята про это расскажут.
Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.
Ученики в Финляндии – 15 падежей.
Дети в Венгрии – 22 падежа.
В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.
6. Первичное введение в тему урока.
- Прочитайте стихотворение Д. Родари.
Слайд 4.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)
- В названиях падежей отразилось главное их значение. И сегодня предметом нашего изучения на уроке станет падеж-работяга.
- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)
- Существительные в каком падеже отвечают на этот вопрос?
-Творительный. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать
- О чем же будем говорить сегодня на уроке?
Слайд 5.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Творительный падеж имен существительных)
- Как, по вашему мнению, на какие вопросы предстоит ответить на уроке при изучении данной темы? (Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в творительном падеже, определять падежи имен существительных в предложениях и текстах).
- Откройте учебники на странице 52, упражнение 94.
Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
4-ое предложение разберите по членам предложения.
Сделайте вывод: чем являются имена существительные в творительном падеже в предложении?
Физкультминутка.
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны!
Работа в парах с проверкой.
- У вас на партах лежат карточки № 1 или № 2. Сейчас вы будете работать в парах. Запишите данные вам слова в творительном падеже.
Карточка для индивидуальной работы № 1
Запиши данные слова в творительном падеже:
Волк - _________________
Тарелка - _______________
Мама - _________________
Озеро - _________________
Карточка для индивидуальной работы № 2
Запиши данные слова в творительном падеже:
Молоко - _________________
Квартира - ___________________
Доктор - ______________________
Слон - _______________________
- Давайте проверим, какие слова у вас получились (проверка выполненных заданий в парах, оценка одноклассниками, у которых тот же номер заданий).
- Запишите в тетради по две пары любых слов из карточки.
8. Работа в группах с проверкой.
- А теперь распределитесь на группы. У вас есть карточки с номером 3. Составьте предложения, допишите слова и выделите окончания.
1 группа
кто? кем?
Мама повар…
Друг работает водител…
Дедушка художник…
2 группа
Кто? чем?
Подруга природ…
Бабушка любуется степь…
Мальчик море…
3 группа
Что? с чем?
Суп __ лапш…
Пирожок приготовлен __ капуста…
Бутерброд __ сыр…
- Какие предложения у вас получились? Одна группа зачитывает, другая, у которой такое же задание – проверяет и оценивает работу одноклассников.
9. Закрепление и осмысление знаний.
Слайд 6.
- Составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу:
Дружит с (природа), нашёл под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), оставил под (подушка).
10. Закрепление знаний о творительном падеже.
- Ребята, давайте сделаем вывод: Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа. Что же мы узнали нового?
Слайд 7.
11. Рефлексия.
Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
Как вы думаете, достигли мы цели?
Как можно определить падеж имён существительных?
– Всё ли получалось сегодня у вас?
– В чём испытали затруднения?
- Покажите своей мимикой, получилось ли у вас достичь цели нашего урока: у кого всё получилось и кто всё понял – улыбнитесь, у кого работа на сегодняшнем уроке вызвала затруднение – нахмурьтесь.
12. Домашнее задание
- Стр. 53 – правило, упражнение 96 – устно.