СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Творительный падеж" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Творительный падеж" 3 класс, УМК "Школа России". В разработке представлены индивидуальная работа учащихся/, работа в группах, работа в парах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Творительный падеж" 3 класс»

Тема урока: Творительный падеж имен существительных

Цель урока: познакомятся с особенностями творитель­ного падежа: с вопросами, предлогами.

Задачи: развитие умения правильно употреб­лять существительные в творительном падеже, умение определять и образовывать существительные творительного падежа; расширение кругозора; развитие   речи; совершенствование умения работать самостоятельно, в паре, в группе; высказывать свою точку зрения, анализировать, обобщать, делать определенные выводы, оценивать друг друга. Воспитание дисциплины учебного труда.

Ожидаемый результат: умеют определять существительные Т.п. и распознавать их в предложении.

Формы: Индивидуальная, коллективная, фронтально–коллективная, работа в паре, в группе.

Методы: Словесный, частично–поисковый, поисковый, наглядный.

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Ход урока.

  1. Организационный момент

- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

2. Проверка домашнего задания. (упр. 93 стр. 52)

- Прочитайте стихотворение.

Назовите имена существительные в винительном падеже.

3. Минутка чистописания.

- Подготовим наши руки к письму. Запишите сегодняшнее число, классная работа. (Запись с комментированием)

4. Словарная работа

- с каким новым словарным словом мы познакомились на прошлом уроке? (пятница)

Слайд 1

- Какое лексическое значение этого слова? Что оно обозначает? (Пятый день недели.)

- В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?

Д: Слышится звук [э].

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

- Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.

- Как вы понимаете смысл? О ком так говорят?

Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.

- А ещё в русском языке есть такая пословица: Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.).

5. Актуализация знаний:

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном. Придумайте вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.

Слайд 2

- Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)

- Как … ( изменяются имена существительные?)

- Сколько… ( падежей в русском языке?)

- На какие …( вопросы отвечают имена существительные? в …падеже?)

- Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)

Слайд 3

- Определите по признакам падеж имени существительного:

Вопросы: кто? что?

Предлоги: нет ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

Член предложения: подлежащее


Вопросы: кого? что?

Предлоги: за, через, про ВИНИТЕЛЬНЫЙ

Член предложения: второстепенный


Вопросы: кого? чего?

Предлоги: от, до, без, из РОДИТЕЛЬНЫЙ

Член предложения: второстепенный


- А знаете ли вы, что не во всех языках мира такие же падежи, как у нас? Наши ребята про это расскажут.


  1. Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.

  2. Ученики в Финляндии – 15 падежей.

  3. Дети в Венгрии – 22 падежа.

  4. В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.

  5. У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.

  6. В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.


6. Первичное введение в тему урока.


- Прочитайте стихотворение Д. Родари.      

Слайд 4.


            У каждого дела запах особый:               

            В булочной пахнет тестом и сдобой.          

           Пахнет маляр скипидаром и краской.      

           Пахнет стекольщик оконной замазкой.

           Рыхлой землёю, полем и лугом        

           Пахнет крестьянин, идущий за плугом.     

           Рыбой и морем пахнет рыбак.                  

          Только безделье не пахнет никак.


- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)


- В названиях падежей отразилось главное их значение. И сегодня предметом нашего изучения на уроке станет падеж-работяга.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)

- Существительные в каком падеже отвечают на этот вопрос?


-Творительный. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать

- О чем же будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 5.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Творительный падеж имен существительных)


- Как, по вашему мнению, на какие вопросы предстоит ответить на уроке при изучении данной темы? (Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в творительном падеже, определять падежи имен существительных в предложениях и текстах).


- Откройте учебники на странице 52, упражнение 94.


  • Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.

  • С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

  • Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.

  • 4-ое предложение разберите по членам предложения.

Сделайте вывод: чем являются имена существительные в творительном падеже в предложении?

Физкультминутка.

Именительный подпрыгнул, 

 А Родительный летал.

Дательный  полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –  

И при этом все важны!

  1. Работа в парах с проверкой.

- У вас на партах лежат карточки № 1 или № 2. Сейчас вы будете работать в парах. Запишите данные вам слова в творительном падеже.

Карточка для индивидуальной работы № 1

Запиши данные слова в творительном падеже:

Волк - _________________

Тарелка - _______________

Мама - _________________

Озеро - _________________

Карточка для индивидуальной работы № 2

Запиши данные слова в творительном падеже:

Молоко - _________________

Квартира - ___________________

Доктор - ______________________

Слон - _______________________

- Давайте проверим, какие слова у вас получились (проверка выполненных заданий в парах, оценка одноклассниками, у которых тот же номер заданий).

- Запишите в тетради по две пары любых слов из карточки.

8. Работа в группах с проверкой.

- А теперь распределитесь на группы. У вас есть карточки с номером 3. Составьте предложения, допишите слова и выделите окончания.

1 группа

кто? кем?

Мама повар…

Друг работает водител…

Дедушка художник…


2 группа

Кто? чем?

Подруга природ…

Бабушка любуется степь…

Мальчик море…


3 группа

Что? с чем?

Суп __ лапш…

Пирожок приготовлен __ капуста…

Бутерброд __ сыр…



- Какие предложения у вас получились? Одна группа зачитывает, другая, у которой такое же задание – проверяет и оценивает работу одноклассников.

9. Закрепление и осмысление знаний.

Слайд 6.

- Составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу:

Дружит с (природа), нашёл под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), оставил под (подушка).

10. Закрепление знаний о творительном падеже.

- Ребята, давайте сделаем вывод: Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа. Что же мы узнали нового?

Слайд 7.

11. Рефлексия.

  • Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?

  • Как вы думаете, достигли мы цели?

  • Как можно определить падеж имён существительных?

– Всё ли получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

- Покажите своей мимикой, получилось ли у вас достичь цели нашего урока: у кого всё получилось и кто всё понял – улыбнитесь, у кого работа на сегодняшнем уроке вызвала затруднение – нахмурьтесь.

12. Домашнее задание

- Стр. 53 – правило, упражнение 96 – устно.