СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Проверка ОСП путём приведения звука к сильной позиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке дети учатся проверять ОСП по сильной позиции.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Проверка ОСП путём приведения звука к сильной позиции"»

2 класс

Ротарь И.Н.
Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции


Цель:

  • сконструировать способ действия по определению буквы на месте орфограммы слабой позиции, изменяя слова по числу;

  • учить обосновывать выбор буквы для орфограммы в корне слов, называющих предмет;

  • развивать устную и письменную речь, составлять текст с опорой на заглавие.

Наглядность:

  • учебник «Русский язык» 2 класс, ч.1 (В.В. Репкин и др.),

  • предметные картинки с изображением птиц,

  • таблица (алгоритм) «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря»,

  • таблица «Закон русского письма»,

  • презентация.

Тип урока: постановка учебной задачи.


Ход урока.

1 .Организационный момент. Нацеливание на урок.

- Сейчас у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседке по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.


2. Создание учебной ситуации.

Цель: актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания.

-У.: Чему учились на предыдущих уроках?

Д.: Проверять орфограммы слабой позиции по словарю.

Слайд 3.

У.: Для чего нам надо было этому учиться?

У.: Какие правила работы со словарём узнали для себя?

У.: Хотите себя проверить?

Слайд 4.

У.: Запишите слова: [варона, сарока, варабˈэйˈ, сˈинˈица ].

У.: Как проверяли орфограммы слабой позиции в данных словах? (При помощи словаря).

У.: Итак, словарь помогает нам проверять орфограммы. Только нужно хорошенько знать секреты словаря.


3.Постановка учебной задачи. Моделирование способа действия.

Цель: учить детей разграничивать область своего знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи добиться открытия детьми нового способа действия, (УУДрегулятивные, познавательные, коммуникативные).

А). - Ребята! А вот у Сам Самыча возникла проблема, когда он хотел написать слово д-р-гой.

-Давайте познакомимся с этой ситуацией.

Б). Чтение вводной статьи учебника.

У.: Так можно ли это слово написать наугад? (Нет. Пока Сам Самыч не знает, как проверить орфограмму в слове без словаря).

У.: А хотите вместе с Сам Самычем научиться этому?

Д.: Да!

У.: Так чему будем учиться на уроке?

Слайд 5

Д.: Проверять орфограммы слабой позиции без словаря.

В)- Отгадайте загадку:

Мудрейшая птица на свете сова -
Всё слышит, но очень скупа на слова -
Всё взвесит, но редко - прередко болтает
Вот этого многим из нас не хватает.

У.: Кто это? (Сова). Слайд 6.

У.: Можно ли точно сказать, какой буквой обозначается звук [а] в слове [сава]? Почему?

-Значит, как мы можем пока записать это слово?

Д.: Буквами только с пропуском орфограммы слабой позиции.

Звук [ а ] в слабой позиции в одних словах обозначается буквой А, а в других - буквой О.

У.: От чего это зависит?

Д.: Какой звук был в этом слове в сильной позиции.

У.: Значит, нужно узнать, какой гласный звук в слове [сава] в сильной позиции. А как это сделать?

Д.: Позиция звуков меняется при изменении слов.

У.: Вот и попробуйте изменить слово [сава] так, чтобы оно называло много предметов.

( В ходе рассуждений на доске появляется запись)

С_ва - совы.

Слайд 7.

У.: В какой позиции теперь гласный звук? (В сильной). Сова -совы. (Дети записывают в тетрадях, один ученик на доске).

У.: Что показывает эта запись? (Проверили и как).

У.: Значит, мы можем записать это изменение слова без всяких пропусков? (Да). А вот эта хищница пришла из леса, всех кур пересчитала. Кто это? Вам надо отгадать загадку, а слово, которое является отгадкой, записать, проверяя орфограмму слабой позиции.

Д.: Лиса!

У.: Поработаем над этим словом. ( К доске ученик. Остальные работают в тетради).

Л_са - лисы.

Проверка.

Слайд 8.

У.: Прочитайте слова:

Слайд 9.

Снежная, морозная, волшебница, красавица У.: Какое слово так и хочется подставить к этим словам?

Д.: Зима. (Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях).

У.: А сейчас прочитайте правило.


4. Работа с учебником, стр. 120

У.: Соответствуют наши выводы с выводами учебника? (Да).

У.: По закону русского письма звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

Слайд 10.

У.: Так чему же будем учиться на уроке?

Д.: Переводить звук из слабой позиции в сильную.

У.: Как?

Д.: Изменять слово по числу.

У.: А чтобы вам легче было запомнить и применять наш вывод на письме, вам поможет алгоритм.

Слайд 11.

5. Решение учебной задачи.

Цель: выделять общую учебную задачу (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные ).

1). Игра «Найди нужную букву»

У.: Давайте поиграем.

- А какое задание можно выполнить с этими словами?

Р_ка, с_сна, н_ра, г_ра * норы, горы, сосны, реки .

Слайд 12.

Д.: Выбрать нужную букву для обозначения звука в слабой позиции.

У.: Запишем слова. (Проверка работы по карточкам).

У.: Работу закончили. Оценка работы. (На полях поставьте себе ту оценку, которой оцениваете свою работу)


Физминутка.



6. Групповая работа.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

У.: Сам Самыч никак не может найти для каждого слова с «дыркой» - проверочное. Поможем ему?

У.: Выберите нужную букву для обозначения звука в сильной позиции.

Слайд13

*Сл-ды А гн-здо - Как будем работать? (В группе).

*тр-ва О з-мля - Проверяем, оцениваем работу групп.

*гр-бы Е в-да - Как проверяли орфограмму слабой позиции?

*п-ля И кр-я

-У.: Ребята, мы с вами, оказывается, поняли всё правильно. Какие мы молодцы!


7. Работа по развитию речи.

У.: Рассмотрите, что изображено на иллюстрации. Слайд 14.

Составьте из данных слов предложения, чтобы получился рассказ.

лесной, полянке,[з'имойˈ], Тихо, на

На, снегу - узоры, красивые

[сл'иды], и, [зв'ир'эй'],птиц, Это

под, [нара], [сасной'],

Там, ждут, лисята, мать


8. Дома:

Записать рассказ, проверяя орфограммы слабой позиции. (Карточка у каждого ученика).


9. Итог урока.

У.: Какую учебную задачу решали сегодня на уроке?

Как проверить орфограмму слабой позиции?

Слайд 15.

У.: В чём вы испытывали трудности? (Помогаю сформулировать мысли о трудностях)

У.: Поставьте знак +; - по своему результату работы.

У кого знак изменился в лучшую сторону?

У.: Как вы считаете, достаточно ли нам знаний о проверке орфограмм слабой позиции?

У.: А сейчас отгадайте загадку:

Бел, как мел. с неба прилетит,

Зиму пролежит, в землю убежит. (Сне?)

Слайд 16.

У.: Какую учебную задачу ставим на следующий урок?

Д.: Надо ещё работать по этой теме.

Д.: Исследовать слабую позицию в конце слова.

У.: Урок закончен. Спасибо за совместную работу!