СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме " Словосочетание. Связь слов в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  предназначена для работы в 8 классах по теме  по теме :" Словосочетание. Связь слов в словосочетанииовосочетании" Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в совосочетании.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме " Словосочетание. Связь слов в словосочетании"»

Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в совосочетании.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов  в словосочетании;

  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

  • закрепление навыков правописания;        

  • обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

  • развитие мышления и общеучебных навыков и умений; развитие познавательной самостоятельности; овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности за качество своих знаний;

  • Воспитание любви к родному русскому языку

  • Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи,  развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ЕГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: Словарик, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

Русский язык: Учеб. Для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ход урока

1.Организация урока 2.Определение темы урока

- Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.

  1. Темные аллеи, моросящий дождь, четвертый класс, первый подснежник.

  2. Увидеть Владикавказ, верить всем

  3. Смотреть улыбаясь, начать читать, писать быстро.

– Да, сегодня мы будем повторять тему «Виды словосочетаний». Повторять и обобщать знания о способах связи слов  в словосочетании;

отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях; закреплять навыки правописания;          Вопросы к классу : Что изучает синтаксис ? Что такое словосочетание? Назовите три типа подчинительной связи ? Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

Ответы обучающихся:

1 Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.  

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

Учитель дает алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании

Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Вкусный чай, пилить дрова, читать быстро, любящая его, второй поющий, готовый улететь, мой родной, идёт к лесу, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее ветра, белый от пыли, доволен одним, мечты мои.

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ ИМЕННОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ НАРЕЧНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

наречное

Рисунок 1именноименное

именное

глагольное









 Виды именных словосочетаний

Существительное +  Прилагательное – день осенний

Существительное + существительное – обращение к детям

                 Виды глагольных словосочетаний

Глагол + существительное – служит верно

     Глагол + наречие – обратиться смело

Виды наречных словосочетаний

Наречие + наречие – слишком громко

Работа в паре.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило. 

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Тестовая индивидуальная работа (из открытого банка заданий ЕГЭ)  

1). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ в предложении «Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.»

2). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕНЫ в предложении «Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей»

3). Из предложений «Ничего не случится с вашим зверьём. Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу»

выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

4). Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

– Лето ведь – мясо испортится!

– Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

5). Из предложения "Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»" выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 

8). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ в предложении «Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни»

Ключи: 1) согласование, 2) примыкание, 3) теперь глядят, 4) третий год, 5) немножко подпираем, 6) примыкание.

Выполнение упражнения( работа в группах)

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.







IV. Закрепление материала.

I V. Итог урока.

1. Беседа.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Ученики:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

      Оценка деятельности учеников  

VIII. Рефлексия урока.

Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Домашнее задание:

Выпишите из текста словосочетания и определить их виды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!