Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в совосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ЕГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: Словарик, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Русский язык: Учеб. Для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ход урока
1.Организация урока 2.Определение темы урока
- Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.
Темные аллеи, моросящий дождь, четвертый класс, первый подснежник.
Увидеть Владикавказ, верить всем
Смотреть улыбаясь, начать читать, писать быстро.
– Да, сегодня мы будем повторять тему «Виды словосочетаний». Повторять и обобщать знания о способах связи слов в словосочетании;
отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях; закреплять навыки правописания; Вопросы к классу : Что изучает синтаксис ? Что такое словосочетание? Назовите три типа подчинительной связи ? Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Ответы обучающихся:
1 Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
Учитель дает алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании
Выполнение упражнения
Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)
Вкусный чай, пилить дрова, читать быстро, любящая его, второй поющий, готовый улететь, мой родной, идёт к лесу, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее ветра, белый от пыли, доволен одним, мечты мои.
ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ ИМЕННОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ НАРЕЧНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ
наречное
Рисунок 1именноименное
именное
глагольное
Виды именных словосочетаний
Существительное + Прилагательное – день осенний
Существительное + существительное – обращение к детям
Виды глагольных словосочетаний
Глагол + существительное – служит верно
Глагол + наречие – обратиться смело
Виды наречных словосочетаний
Наречие + наречие – слишком громко
Работа в паре.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
Тестовая индивидуальная работа (из открытого банка заданий ЕГЭ)
1). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ в предложении «Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.»
2). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕНЫ в предложении «Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей»
3). Из предложений «Ничего не случится с вашим зверьём. Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу»
выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
4). Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
– Лето ведь – мясо испортится!
– Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
5). Из предложения "Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»" выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
8). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ в предложении «Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни»
Ключи: 1) согласование, 2) примыкание, 3) теперь глядят, 4) третий год, 5) немножко подпираем, 6) примыкание.
Выполнение упражнения( работа в группах)
Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)
Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.
IV. Закрепление материала.
I V. Итог урока.
1. Беседа.
Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
Ученики:
1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .
Оценка деятельности учеников
VIII. Рефлексия урока.
Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Домашнее задание:
Выпишите из текста словосочетания и определить их виды.