СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: " Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку. Тема: "Упражнения в правописании имен существительных в родительном падеже"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: " Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже."»

Дата: 28.11
Предмет: Русский язык
Учитель: Герасимова Д.Е.
Класс: 4-а

Тема: Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже.

Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безудар­ные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; выбор наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Коллективная работа

— Прочитайте стихотворение.

Осень туча тормошила,

Ряску прятала в река,

Паутинка просушила

На берёзовый сучок.

Сто опята уговорила,

Усадила на пенёк

И на радость подарила

Щедрый солнышко денёк.

Р. Дерикот

— Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)

— Как связываются слова в предложении? (При помощи пред­логов, окончаний.)

— Исправьте текст, запишите. (Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

2. Индивидуальная работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных в предложениях из басен И.А. Крылова.

1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. 3) Поклажа бы для них каза­лась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске записана тема: «Правописание окончаний суще­ствительных в ... падеже». Часть названия закрыта. Учитель вы­ставляет карточки, учащиеся рассматривают и комментируют их содержание.)

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место со­вершения действия

Роль в предложении: второстепенный член


1-е склонение:

-и,

-ы

2-е склонение:

-а,

-я

3-е склонение:

-и


— На какой падеж указывают сведения на карточках? (На ро­дительный падеж.)

— На какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (На последней карточке.)

— В чём состоит трудность при определении падежных окон­чаний существительных? (Надежные окончания бывают ударные и безударные.)

— Сформулируйте задачи урока. (Продолжить знакомство с правилами правописания окончаний существительных 1,2 и 3-го склоне­ния в родительном падеже.)

V. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 193 (с. 108).

— Прочитайте.

— Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения СВ. Михалкова «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

— Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

— От чего зависит выбор окончания или -ы? (После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых ы.)

— Выполните разбор слова (у) Коли как части речи. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 194 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

— Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Объясните значение этого слова по толковому словарю.

Слово инженер пришло в русский язык из французского язы­ка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый.

— Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, за­пишите.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 196 (с. 109).

— Прочитайте.

— Измените словосочетания по образцу.

— Какое значение имеют выделеннные имена существитель­ные? (Они обозначают названия блюд, жилищ животных.)

— Обоснуйте написание безударных падежных окончаний.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка.)

Упр. 197 (с. 109). (Устное выполнение.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Какие существительные могут иметь варианты окончаний в родительном падеже?

— В какой речи употребляются такие варианты окончаний? разговорной речи, в сказках.)

Упр. 198 (с. 110) - программный уровень.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают словосочетания. Самооценка.)

Упр. 199 (с. 110) уровень повышенной сложности. (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают составленные предложения и называют окончания существитель­ных. Самооценка.)

VIII. Рефлексия

Творческий диктант

— Переделайте предложения по образцу. (Учащиеся записывают только второй вариант.)

1) На небе луна. - На небе нет луны. 2) У меня есть собака. 3) В лесу есть земляника. 4) На столе стоит стакан. 5) На грядке растёт морковь. 6) В небе яркое солнце. 7) За лесом поле.

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?

— У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?

Домашнее задание

Упр. 200 (с. 110).