СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Способы словообразования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления знаний по теме "Способы словообразования".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Способы словообразования.»

Тема: Способы словообразования. 10 класс

Цели:


Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации


ХОД УРОКА


Эпиграф


Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!


I. Приветствие учащихся.

II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3)

Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.

III. Интрига. (слайд№4)



Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.


— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:


— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.


— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.


— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?


— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.


— А какое это слово? – спросил Томми.


— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.


— Ну, скажи какое, – попросила Анника.


— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.


— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?


— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!


Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:


— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?


— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.


— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)


– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)


– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)



IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)



— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.


— Какие цели определим для себя?


(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).


Учитель должен обобщить ответы учащихся:


— Цель нашего занятия

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.


V. Повторение базового материала по теме


1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела “Словообразование”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)


2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).


3. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.


— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.



— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?


VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)


1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18)


2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)


VII. Закрепление изученного материала



1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)


2. Работа ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html

( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.

(Приложение 3)


10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)



— Мы рассматривали примеры нетрудные.


Примеры заданий открытого типа (часть В).



VIII.Итоги урока


IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)