Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Суффикс как часть слова"»
Технологическая карта урока
Тема: Суффикс как часть слова
Автор: Макарова Елена Леонидовна
УМК: Начальная школа 21 век
Предмет: русский язык
Класс: 2 б
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с суффиксом как частью слова
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Познакомиться с новой значимой частью слова – суффиксом.
- Научиться находить его в слове.
- Наблюдать за ролью и значением суффикса в русском языке.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Метапредметные:
- осознавать и принимать учебную задачу.
- планировать свои действия, выполнять учебные действия.
- контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой).
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
- осознавать необходимость новой информации из объяснения учителя.
- понимать информацию, представленную в схематичной форме.
- наблюдать за значением языковых единиц.
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.
- работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.
Личностные:
- выражать готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний;
- проявлять положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности;
- владеть приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.
Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковый, методы стимулирования обучению, контроля и самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение.
Планируемый сценарий урока:
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивирование к учебной деятельности | - Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете работать. - Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста. - Каким будет наш урок? - Какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным? - Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок. | Отвечают на вопросы | Личностные, регулятивные, коммуникативные |
Каллиграфическая минутка | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Пропишите заглавную и строчную букву Ш, обращая внимание на параллельность вертикальных линий. | Записывают число. - Прописывают буквы в рабочую тетрадь, выбирают лучшую. | Регулятивные |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии | - Запишите слова, которые у вас получились. - Прочитайте слова, которые вы записали. - Выделите знакомые части слова. - Что заметили? | Ли-сё-нок, до-ми-ку, ко-ти-ком, во-ди-ца, ти-гри-ца, ло-си-ха, ор-ли-ца, во-дич-ка, школь-ни-ки. По цепочке называют и выделяют окончание и корень. Между корнем и окончанием какая-то часть. | Коммуникативные, познавательные, личностные. |
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | - А почему вы ее никак не отметили? - Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки. ˅ - знаю ? – не знаю Части слова 1. Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так: 2. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так: 3. Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так: | - Проверим по пунктам и сделаем выводы. - Сформулируйте цель нашего урока. | - Не знаем как. Работают с текстом, формулируют цель урока. - Познакомиться с суффиксом. | Регулятивные, коммуникативные, познавательные. |
Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала. | - Можете назвать часть, которую не выделили? - Где в слове стоит суффикс? - Обозначается суффикс так: - Выделите его в словах. - Какую работу выполнил суффикс в слове? - Для чего служит суффикс? - Что имеет суффикс? - Обобщим. Прочитайте рубрику «Тайны языка» в учебнике на с. 108 - Правильно ли мы сделали выводы? | - Суффикс - Между корнем и окончанием. - образовал новое слово - Для образования новых слов. - Значение. - Правильно | Регулятивные, коммуникативные, познавательные. |
Физкультминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, помогаем И работать продолжаем. | | |
Закрепление. Введение нового материала в систему знаний | - Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем за их значением. Упр. 2 ( фронтальная работа с тремя рядами слов, остальные самостоятельно) - Продолжите самостоятельно. - Прочитайте только вторые слова в рядах. - Какие суффиксы образовали эти слова? - Сделайте вывод о значении этих суффиксов. (что они называют) - Прочитайте только третьи слова в рядах. - Какие суффиксы образовали эти слова? - Сделайте вывод о значении этих суффиксов. - прочитайте рубрику «Обрати внимание» после упражнения. - Продолжим знакомство с суффиксами, предлагаю работу в парах. Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты ____________________ , а мы_____________________, если на Земле, то ты ______________________, а мы ______________________, если на Марсе, то ты ______________________, а мы _____________________. | - Какое значение имеют эти суффиксы? | - иц-, -их- - название мамы детеныша - онок-, - ёнок- - названия детенышей животных - Эти слова называют людей по месту жительства. | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Словарная работа | - От какого слова образовано слово собачка? - на ваших партах лежат конверты со словами, составьте в парах предложение из данных слов. Какое предложение получилось? - Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слово слову кот. В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс? - Образуйте новое слово. Какое предложение у вас получилось? - Запишите предложение в тетрадь. Выделите в слове «котенком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнем опасное место, постараемся выучить написание этого слова. | - от слова собака с помощью суффикса –к- - Собака играет с котом. - Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок. - между корнем и окончанием. Работают в тетрадях. | Регулятивные, личностные. |
Рекомендации по выполнению домашнего задания | - Прочитайте в учебнике на с. 108 то, что написано о суффиксе. Повторите изученные ранее части слова. Выполните в тетрадях упр. 4 на с. 109 | | |
Рефлексия | - Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Какую цель ставили? - Достигли ее? Оцените свою работу на уроке. | | |