МОУ «Средняя образовательная школа п. Нариманово Питерского района Саратовской области»
Сценарий урока русского языка в 4 классе
по ОС "Гармония"
Тема урока: "Пишем объявления."
Учитель начальных классов: Орлова Анжелика Анатольевна.
2015-2016 уч.год
Содержательная цель: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.
Деятельностная цель: умение формирования у учащихся умений реализации новых способов действия.
Личностные:
формирование
- умения самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке;
- стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов.
Метапредметные:
регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
познавательные:
- строить сообщение в устной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.
коммуникативные:
- воспринимать другое мнение;
- договариваться, приходить к общему решению.
Предметные:
- создание условий для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;
- обеспечить развитие и саморазвитие каждого ребенка; учить писать объявления;
- учить их определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений.
Тип урока: Открытие нового знания.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: настроить детей на предстоящую работу.
Методы и приемы: словесный.
Отводимое время: 1 минута.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
Приветствуют учителя.
II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.
Цель: формировать собственное отношение к содержанию урока.
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Отводимое время: 5-7 минут.
Определите, о чем идет речь.
Сообщение в виде маленького письма. (записка)
Небольшое описание предмета, в котором этот предмет не назван. (загадка)
Текст , написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом. (письмо)
Текст-совет с указанием действий и порядком их выполнения. (инструкция)
Текст-совет как приготовить какое-то блюдо. ( рецепт)
Что объединяет эти слова?
-Попробуйте определить тему урока. А подсказкой вам послужит песня. Если вы правильно догадаетесь, что за текст был написан на листочке, то вы правильно определите тему урока. Итак, слушаем.
Песня «Пропала собака»
Что за текст был написан на листочке?
слайд 1. (записка, объявление, письмо)
- Выберите верный ответ.
- Докажите свое мнение. Почему это не письмо? Что это?
Тема урока «Объявление»
Запишите тему. Отметьте орфограммы
3. Выявление места и причины затруднения
Корзинка «идей, понятий»
- РЕБЯТА, вспомните и скажите, что вы знаете про объявление? Какую роль в жизни людей играют объявления? Перед нами корзинка, в которую мы символично поместим то, что знаем по данной теме.
Перед нами корзинка, в которую мы символично поместим то, что знаем по
Целеполагание.
- Ребята, подумайте над вопросом: чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Достаточно ли знаний, чтобы правильно написать объявление?
Чтобы хотели узнать?
Давайте вместе составим план нашей работы.
План
1. Что такое объявление?
2. О чем говорится в объявлении?
3. Правила написания объявления.
4. Пишем объявления.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ребенка; учить писать объявления.
Методы и приемы: беседа, рассказ, словесный, демонстрационный.
Отводимое время: 18-20 минут.
а) Что такое объявление?
Ребята, а что такое объявление, как вы думаете?
Если что-то не знаешь, куда нужно обратиться?
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано:
Слайд 2.
Объявление - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по радио.
Толковый словарь Ушакова Д.Н.
Объявление - печатное сообщение, извещение о чем-нибудь, публикация.
Повесить на стене объявление. Доска для объявлений. Дать объявление в газету. Поместить объявление в газете.
Одинаковы ли определения по словарям?
- Чем они похожи, в чем их отличие?
- Что общего в данных определениях?
Что такое объявление?
б) О чем говорится в объявлении?
- О чем оно нас может информировать?
- А сейчас послушайте стихотворение, которое вам поможет ответить на заданный вопрос:
О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!
Какую информацию содержит объявление?
5.Реализация построенного проекта.
Правила написания объявления.
- Кому приходилось читать объявление? Что оно из себя представляет?
Откройте учебники стр.79, прочитайте об особенностях этого жанра речи.
На какие вопросы отвечает текст объявления?
Что случилось?
На какой ещё вопрос отвечает текст объявления?
Где? Когда?
Куда сообщить? К кому обратиться?
- А с чего надо начинать писать объявление в случае потери или находки предмета? Какие слова нам помогут?
Найден
Где? Когда? Какой?
Получить
Где? У кого? Когда?
Потерян
Где? Когда? Какой?
Вернуть
Кому? Куда? Когда?
(просьба, предложение)
Снова обратимся к учебнику. Ещё раз прочитайте и скажите, какими должны быть сведения в объявлении? (точными, но краткими)
Чем можно дополнить объявление? (просьбой, предложением).
Какой просьбой дополните объявление из песни? («Пожалуйста, помогите найти! Откликнитесь! Отзовитесь!»)
Итак, с какими же правилами написания объявлений познакомились?
Итак, мы с вами получили модель составления объявления.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слайд 3
- Но прежде чем мы приступим к интересной работе, скажите, где вам раньше приходилось встречаться с объявлениями?
. Доска объявлений, газеты, журналы, радио, телевидение.
- Ребята, а можно ли любой текст, помещенный в газете или где-либо считать объявлением?
1. Работа в парах. Корректировка объявлений.
Аналитическая работа учащихся в парах.
- Итак, готовы? Назовите номера текстов-объявлений НЕ объявлений (1). Докажите свое мнение. Начнем с текста №1.
1 На разогретой с растительным маслом сковороде обжарить лук, затем положить грибы и жарить, помешивая, ~5 минут, посолить и поперчить.
Соединить грибы, сыр, чеснок, зелень, майонез - все перемешать.
2. Внимание! Внимание! Внимание! Всех, кто хочет заниматься армейским рукопашным боем, приглашаем 28 января в 16.00 в спортивный клуб «Полёт». Наш адрес: улица Новая дом 8, корпус 1. При себе необходимо иметь: справку о состоянии здоровья; письменное согласие родителей; спортивную форму. Вас встретит тренер Герман Сергеевич Николаев.
3. Пропала собака! «Дворянин» чёрно-белого окраса, уши стоячие, хвост метёлкой. Добрый, не кусается. Откликается на ласковый голос. Видевших просим сообщить по телефону: 77-25-34.
4. Кто ношел маего ката, каторый потирялся фчера, срочно верните, а не то будет худо. Мишка из 4 класса
5. Очень прошу помочь мне найти мою перчатку, которую мама подарила мне на день рождения. Тогда мне исполнилось 8 лет. Мы праздновали в кафе «Чудесный мир», а Танька ещё тогда опоздала и сказала, что не ходили автобусы. У Люды было новое платье, но моё всё равно было лучше, даже папа так сказал. Перчатка была красивая и тёплая. Звоните мне домой после уроков и тренировки, но, может быть, я на неё и не пойду, очень холодно на улице, а перчатку я потеряла. Мой телефон: 34-56-78.
- Но все же, ребята, можно предположить, что это объявление? (ДА)
- Я согласна с вами, это объявление, пусть и неправильно составленное.
А если бы с вами случилось такое происшествие – вы потеряли перчатку, то какую бы информацию из текста вы бы выбрали, чтобы составить настоящее объявление с просьбой о помощи?
(Надо указать конкретную просьбу, рассказать, как выглядела перчатка, где потеряна, написать телефон, по которому можно позвонить.)
2. Работа в парах. Восстановите объявление.
Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами
мисочку, Дам, корм, и
Петровна, Марфа
т. 87-345-45
Физ. минутка.
Устно мы проговорили,
Объявленье, как писать.
А, теперь нам очень нужно.
Наши пальчики размять.
Кто-то, что-то покупает.
Кто-то, что-то продает.
Кто-то с песней выступает,
Кто-то на концерт зовет.
Много разных объявлений существует на земле.
И одно из них составить предстоит тебе и мне.
Объявления писать мы научимся на «5».
3. Орфографическая подготовка.
Спишите слова, решая орфографические задачи.
наш…л, с…бака, п…рода, …шейник, об?явление, адр…с, ул…ца, обращ…т?ся, зв..нить, т..л..фон, п…м…гите, п…жалу?ста
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Пишем объявление.
Представьте, что вы нашли, потеряли, хотите подарить или купить одну из представленных на фотографии собаку (выберите фото). Напишите об этом своё объявление.
Проверка.
Один зачитывает своё объявление – другие должны узнать собаку на фотографии.
9. Включение в систему знаний и повторение.
- Вывесите свои объявления на магнитную доску.
- Как думаете где можно разместить или прочитать подобные объявления?
- Какую роль они играют в жизни людей? Есть ли от них польза человеку?
Нельзя развешивать объявления там, где вам удобно и хочется: на зданиях, игровых площадках, подъездах. Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.
- Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый заинтересовавшихся человек может найти себе необходимую для себя информацию или оставить её для других: возле зданий почты, сбербанка, магазина, больницы и на остановках общественного транспорта.
- Приходилось ли вам читать или слышать объявления с другим содержанием?
- Верно. О таких объявлениях мы поговорим на следующем уроке.
10. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности.
Отводимое время: 2-3 минуты
Корзинка «понятий, идей»
- Ребята, давайте вернемся к нашей корзинке. Как вы думаете, сейчас в ней окажется большее количество знаний, чем перед изучением темы?
- Какими знаниями она пополнилась?
- Вспомните цель нашей работы на уроке. (научиться писать объявления)
- Достигли поставленной цели? (Да.)
- Оцените свою работу на уроке по “Лесенке успеха”.
- Если вы не смогли открыть новое знание, с самостоятельной работой не справились – вы ставите человечка на первую ступеньку.
- Если вы смогли открыть новое знание, но в самостоятельной работе у вас были допущены одна-две ошибки – вы ставите человечка на вторую ступеньку.
- Если вы смогли сами открыть новое знание, сможете рассказать о нём родителям, если в самостоятельной работе не было ошибок – вы ставите человечка на третью ступеньку.
- Итак, кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?
- На вторую ступеньку? Объясните.
- На третью ступеньку? Почему?
- Вы сегодня хорошо поработали.
Актуализация субъективного опыта обучающихся на этапе выполнения домашнего задания.
Домашнее задание
Цель: создать условия для эффективного выполнения самостоятельных заданий, самореализации личности детей.
Методы и приемы: словесный.
Отводимое время: 2-3 минуты.
Домашнее задание вы будете выполнять по выбору
1. стр.79 №163
Тем, кого заинтересовала изученная тема, предлагаю просмотреть газеты, журналы, найти в них различные объявления и дать им оценку с точки зрения грамотности составления.
- Давайте скажем друг другу: «Спасибо за наш урок».
- Я хочу пожелать вам успехов в выполнении домашнего задания!