СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме" Глагол.Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока:

систематизировать знания о глаголе, как части речи,

 формировать умение определять грамматические признаки глагола,овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме" Глагол.Обобщение"»

Тема. Глагол. Обобщение.

Цели:

Предметные:

· систематизировать знания о глаголе, как части речи;

· формировать умение определять грамматические признаки глагола,

· овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

· способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

· учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

· уметь формулировать собственное мнение и позицию;

· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

· развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

· развитие самостоятельности;

· развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.


Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Методы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

Итак, начинаем наш урок русского языка.

Сообщение темы урока.

- Ребята, попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады и хлеб в полях растет.

- О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: "Глагол”. 

2. Эмоциональный настрой.

- Нам нужно выбрать девиз для нашего урока, под которым мы будем сегодня работать.

(на доске разбросанные слова пословицы Земля освещается солнцем, а человек знаниями).

Соберите пословицу. Как вы её понимаете? Вот под этим девизом мы и будем сегодня работать.

- Какие орфограммы встретились в этой пословице?


- Девиз у нас есть, теперь нам нужно выбрать символ урока. Опираясь на нашу пословицу, подберём символ. Каким может быть символ сегодняшнего урока? (солнце).

- Солнце согревает землю, а сегодня оно нам поможет. Посмотрите на солнце, что вы можете о нём сказать? (задумчивое, серьёзное).

- Нам нужно вернуть лучики солнцу, чтоб на уроке у нас было спокойно , тепло, уютно, комфортно.И к концу урока солнышко должно быть весёлым Всё зависит от вас, от вашей работы.

Задания на лучиках солнца.


У детей на партах лежат карточки. На них записаны слова на карточках


1. Найдите лишнее слово (книга, цветок, улыбка, светить).

2. Выберите вопрос, который указывает на действие предмета

( Какой? Что? Что делает? )

3. Укажите часть речи, которая отвечает на вопрос Что делает?

( существительное, глагол, прилагательное, ).

4. Подчеркните, как называется изменение глаголов по лицам и числам?

(склонение, спряжение ).

5. Каким членом предложения бывает глагол чаще всего в предложении?

(второстепенным членом предложения, подлежащее, сказуемое)

На доске эти слова напечатаны на карточках, открывая их, проверяем. Лучики возвращаем солнцу.


Учитель:


Солнце ярче засияло.

И в душе тепло у нас,

И работать легче стало.

А урок наш продолжается сейчас


- Ребята, а кто догадался, какая тема урока?

- Сегодня мы с вами обобщим всё, что знаем об изменении глагола по лицами и числам в временах глаголов, правописание личных окончаний глагола.

Давайте вспомним, какие формы времени глаголов вы знаете? (прошедшее, настоящее, будущее)

И сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по времени глаголов.

На уроке вы должны быть очень внимательны, активно работать, уметь выслушивать своего товарища, помочь ему, если он затрудняется.


- Посмотрите на доску и определите, в какое время мы попали?

На доске слова: читал, поиграл (в прошедшее время), докажите.

-Вам нужно выполнить задание и ответить на очень главный вопрос:

-О каких особенностях связи глаголов с подлежащим нужно помнить?

На доске записаны слова.


Самостоятельная работа


- Составьте предложения с каждым из существительных – синонимов. В роли сказуемого употреби глагол из скобок в форме прошедшего времени. У существительных укажи род, а у глаголов выдели родовое окончание.

Месяц, луна (светит).

Село, деревня (спать).


Взаимопроверка (дети проверяют).

Отвечают на вопрос, поставленный перед выполнением задания.


Вывод - глаголы в прошедшем времени согласуются с подлежащим в форме рода.

Какая одинаковая часть слова есть у всех этих глаголов? (суффикс л).

Итак, мы побывали в прошедшем времени, мы покидаем это время и отправляемся дальше.

А теперь давайте попытаемся определить, куда лежит наш путь дальше.

Я играю, ты играешь,

Мы попали в настоящее время .

- Здесь нам тоже нужно ответить на не менее важный вопрос. А ответить мы сможем, выполнив задание.


Запись предложений под диктовку.


У доски работает ученик.

-Мы сейчас запишем предложения под диктовку, выполним некоторые задания и нам предстоит после этого ответить на вопрос В чём сочетаются с подлежащим сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего и будущего времени?

Мы часто гуляем по липовой аллее. Летом ты поедешь отдыхать в деревню к бабушке.

Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим укажите часть речи, над сказуемым – лицо и число глаголов. Выделите личные окончания глаголов.

Отвечаем на вопрос (глаголы настоящего времени и будущего простого времени сочетаются с подлежащим в форме лица и числа).


Ещё раз внимательно посмотрите на эти предложения и ответьте, как в форме этих времён изменяются глаголы? (изменяются по лицам, т. е. спрягаются).


Вывод. Мы вспомнили, как же сочетаются глаголы настоящего и будущего прошедшего времени.

Игра «Не ошибись!».

Цель: проверить  умения определять время глагола

-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

Слова на карточках для определения времени глагола:( Укаждого ученика по 1слову)

Бросит,заплатим,строил, заплачешь, молчит, смотрит,верил, начнёт.

Учитель проверяет,вытаскивает из конверта.


Физминутка.(Учитель называет-показывает глаголы из конверта.Если 1-е спр. приседают девочки, если 2-е-мальчики.


Вывод. Мы побывали во всех трёх временах. Выяснили, как согласуются все три времени глагола с подлежащим.


3. Вставь пропущенную букву в окончания. Выдели окончания глаголов. Обозначь спряжение глаголов.

На густой ёлке сид__т и хлопа__т глазами совёнок. Товарищ мой хвата__т его за загривок. Совёнок серд__тся, выворачива__тся. Щёлка__т клювом, пял__т глаза, когтями в рукав впива__тся. Мы смеёмся и отпуска__м совёнка.



5.Актуализация знаний

Игра «Поезд» по правилам о глаголе

Цель: проверить знания правил о глаголе.

Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

- Как  изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)

- Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)

- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете.  А также глаголы брить, стелить)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть,  слышать , видеть, ненавидеть.

гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.



Подведение итогов урока.

-Какое задание вам было интересным?

Дети анализируют, что у них получилось.

Высказывания детей по уроку.