Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Актуализация. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала | Вступительное слово. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Рада всех вас видеть и надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам много новых открытий и приятных впечатлений! Чтение стихотворения Александра Яшина «Русский язык» Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете, за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. - За что Яшин любит русский язык? - А за что вы любите свой родной язык? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные:управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: имеют мотивацию к учебнойдеятельности. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов умственной деятельности | - Ребята, а что помогает русскому языку быть певучим, многозначным, мелодичным? (конечно же, слова и звуки). Ведь еще древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые. В этом скрыта тайна слова. - Какой раздел мы с вами изучили? (Фонетику) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Ребята, а какова цель нашего урока? (Закрепить знания о звуковой системе нашего языка) А стратегической целью является цель подготовки к будущим экзаменам! | Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика», формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации. Коммуникативные:высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Мы с вами изучили тему «Фонетика». Предлагаю вам вспомнить все понятия темы (каждый сам) и в парах их обсудить и записать на листочках. - Каждая пара предлагает информацию. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. | Вспоминают основные понятия темы, выслушивают мнение соседа, отстаивают свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя. | Индивидуальная, в парах | Регулятивные:сохраняют и принимают учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. |
Включение в систему знаний, повторение. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Перед вами текст, прочитайте его, придумайте интересный заголовок. (Учитель прослушивает варианты заголовков и открывает свой вариант) К какому типу речи относится этот текст, а что делает его выразительным? - Из текста выберите слова с безударной гласной в корне глаголов, подберите проверочные. - Самопроверка. Если все правильно, вы получаете 5 баллов текст 1. Жила в зеленом лесу серая сова . 2.Была она ленивой -преленивой.3.Как- то днем задремала сова .4.Слышит , а над ее головой кто- то летает . 5.Оказывается , это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает . 6.А кругом птицы снуют кузнечики звенят мошки жужжат. 7.Наступила холодная ночь .8.Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу . 9.Вспомнила она о теплом гнезде синички .10. Захотелось и ей такое . 11.Всю ночь сова поджидала восхода солнца .12 Наконец солнце взошло и согрело ее. 13.Разомлела сова от тепла и сладко заснула. | Отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои ответы с эталоном. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. | Раскрытие сущности понятий, применение новых способов учебной и умственной деятельности. | - В 5-м предложении найти слова, где Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. - Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. Самопроверка с компьютера. - Из предложения 13 выписать слово, в котором только звонкие согласные. Разомлела сова от тепла и сладко заснула. Самопроверка (слайд). - Из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение. Всю ночь сова поджидала восхода солнца. Самопроверка (слайд). - Сделать фонетический разбор слова “всю” (слайд – проверка). | Запись слов в тетрадях, анализ буквенного и звукового состава слов, самопроверка. Воспринимают информацию, осознают её значение. Работа с интерактивной доской. Ответы на вопросы. | Индивидуальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; осознают и осваивают новые понятия. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные:управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательномпроцессе. |
Физкультминутка. | Снятие напряжения, расслабление, здоровьесберегающие упражнения | Пришло время физкультминутки. Я назвала её орфоэпической. Значит, какие ваши знания мы сейчас проверим? Правильное произношение и ударение в словах. Если я правильно произнесла слово – вы делаете хлопок руками над головой, если я произнесла слово с ошибкой – вы приседаете. документ, начала, звонит, алфавит, красивее, свёкла, магазин, портфель, красивее, баловать | Выполнение несложных физических упражнений под негромкую музыку, игра на внимание и проверка знаний орфоэпии. | Групповая | Коммуникативные:управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательномпроцессе. |
Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. | Раскрытие сущности понятий, применение новых способов учебной и умственной деятельности. Формирование рациональных способов применения на практике полученных знаний. Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. | Отдохнули? Молодцы! А теперь сложное задание. - Разгадайте кроссворд 1.Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения звуков 2. Наука, изучающая нормы начертания букв. 3. Наука, изучающая способы обозначения звуков на письме 4. Наука, изучающая правописание слов 5.Наука о звуках речи Кроссворд на доске | Выполняют самостоятельно задание, задавая вопросы при затруднении учителю. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Личностные: осваивают новые виды деятельности |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний понятий звукопись, оглушение и озвончение. | Упр. 324. Исправьте ошибки в песенке Винни-Пуха (самостоятельно в тетрадях) - Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку Флаг грядка просьба Краб кружка молотьба Вокзал резкий Создаются условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными действиями. | Выполняют задание, данное на интерактивной доске | Индивидуальная самостоятельная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Личностные: осваивают новые виды деятельности, работы на компьютере и планшете |
Рефлексия. | Выражение личного отношения к своей работе на уроке, самооценка своей учебной деятельности и активности на уроке. | Мы все справились с заданиями и смело можем водрузить наш флаг исследователей на землях графства Фонетика. Впереди нас ждут новые открытия! Достигли ли мы целей нашего урока? - Составьте синквейн с первым словом звуки. Звуки речи. Гласные, согласные. Слышим, произносим, выделяем. Звуки складываются в слоги. Речь. - Вы получили листочки с вопросами, коротко ответьте на них Закончи фразу Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился … Мне захотелось… | Отвечают на вопросы, рассуждают, анализируют результаты деятельности своей. Выполняют творческое задание. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников. Личностные: выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности. |
Коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Участие в проектировании выполнения домашнего задания, участие в комментировании выставленных учителем отметок за урок. | Домашнее задание: ответить на контрольные вопросы, подготовиться к контрольной работе по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | | | |