СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;
  • развивать умение выделять окончание, в том числе нулевое, и основу слова;
  • формирование умения определять лексическое значение слова;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».»

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».


Цели урока:

  • формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;

  • развивать умение выделять окончание, в том числе нулевое, и основу слова;

  • формирование умения определять лексическое значение слова;


Ход урока.


I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.


II. Повторение пройденного. Работа с пословицами.

- На доске записаны предложения. Попробуйте их прочитать. Получилось ли у вас? Почему? (В данных предложениях нет смысла, т.к. это набор слов).

- Исправьте ошибки, составьте предложения правильно.


Какие пословицы голова

Береги честь горит

На воре шапка не прожить

Хлеб всему смолоду

Чужим умом век вы знаете


(Один ученик у доски составляет предложения).


Какие пословицы вы знаете

Береги честь смолоду

На воре шапка горит

Хлеб всему голова

Чужим умом век не прожить


- Ребята, как называются данные предложения? (Пословицы) Как вы это определили? Что такое пословица? (Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт).

- Объясните значение каждой пословицы.

- Но всё же данные пословицы нельзя назвать предложениями. Почему? Чего не хватает? (Знаков препинания или пунктуационных знаков). Расставьте их (один ученик расставляет знаки препинания у доски).


Какие пословицы вы знаете? (Вопросит., невоскл, прост.).

Береги честь смолоду! (Побудит., воскл., прост.).

На воре шапка горит. (Повеств., невоскл., прост.).

Хлеб - всему голова. (Повест., невоскл., прост.).

Чужим умом век не прожить. (Повест., невоскл., прост.).


-На последнем уроке русского языка мы с вами рассматривали предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Вспомним.

- Составьте характеристику каждому предложению, подчеркните грамматическую основу (ученики по очереди записывают характеристику предложений на доске, оценивание).

- Выполните морфемный разбор слов в последнем предложении.


III. Изучение новой темы. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об окончании, а именно рассмотрим окончание как формообразующую морфему.

- Какую роль окончание играет в слове? А в словосочетании и предложении? (Для уточнения ответа обратись к определению окончания в & 10, с. 84).

–Почему окончание – значимая часть слова?


Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.


- Что такое форма слова?


Задание 1.

- Запишите в первую колонку слова:

САД – САДА (Р.п., ед.ч.).

САДОВЫЙ – САДОВЫЕ (И.п., мн.ч).

- Выделите морфемы в этих словах?

- Как называются такие слова? (Однородные) Одинаково ли лексическое значение слов (нет, но оба они связаны с садом).

- Во второй столбик запишите формы слов в указанном падеже.

- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).

- Как образуются формы слов? (Основа + окончания).


Задание 2.

- Самостоятельно выполните морфемный разбор и образуйте формы данных слов (один ученик за доской).

КОТ – КОТА (И.п., ед.ч.).

КОТЁНОК – КОТЯТАМ (Д.п., мн.ч.).

- Проверим. Оценивание.


IV. Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).


V. Закрепление.

- Упражнение 371;



- Упражнение 372.



VI. Подведение итогов урока. Оценивание.

- В начале урока мы поставили цель рассмотреть окончание как формообразующую морфему или определить, как образуются формы слова при помощи окончания.

- Перед вами лежат разноцветные рожицы. Выберите одну и поставьте отметку себе и моему уроку.


VII. Организация домашнего задания.

- Упражнение 374.Стр.156.