Инструктаж с об-ся о работе на уроке – оценочные листы 1. работа с информационными листами Раздаёт учащимся тексты с информацией Знаки для маркировки текста: «+» - я это знал «!» - новое для меня «?» - вопрос Информационный текст 1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить». 2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М. Пешковский. 3..Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 4. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса – СЯ-СЬ; г) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. 2)Непостоянные признаки: а) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.) 7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего 8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Вопросы для обсуждения: Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение и почему? 2. работа с пословицами (в паре) - Сейчас мы и посмотрим, как вы умеете находить глаголы в предложениях. Обучающиеся должны собрать пословицу, собравший записывает пословицу на доске, остальные – в тетради. Устно объясняет пословицу и подчёркивает глагол. А) Грамоте учиться – всегда пригодится. Б) Что написано пером, того не вырубишь топором. В) Сделал дело – гуляй смело. Г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Д) Семь раз отмерь – один раз отрежь. Е) Что посеешь, то и пожнёшь. 3. работа с текстом. 1 пара (группа) – выполнить фонетический разбор слова была; 2 пара (группа) – выполнить морфологический разбор слова согревают; Морфемный разбор слова обливает Любимым временем года П.И.Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. |