СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме"Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект уркоа по русскому языку в 6 классе по теме "Глагол"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме"Глагол"»

Дата: 29.03.17 год предмет: русский язык класс: 6 учитель: Дубова А.А.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели урока: систематизация и обобщение знаний, умений обучающихся по теме «Глагол как часть речи»

Задачи урока:

1. создать условия для повторения, обобщения и систематизации изученного материала о глаголе; проверить уровень ЗУНов об-ся по теме «Глагол как часть речи»;

2. создать условия для развития письменной и устной речи, памяти, внимания, кругозора, быстрой реакции, логического мышления, умений быстро находить правильное решение, как письменно, так и устно;

3. создать условия для воспитания бережного и сознательного отношения к языку; учить высказывать свои мысли, учитывать разные мнения, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; воспитывать ответственность и аккуратность

Планируемые результаты:

Личностные: положительная мотивация учебной деятельности

Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные: наблюдать за употреблением глаголов в речи, анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, определять грамматические признаки глаголов.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, карточки с пословицами, оценочные листы

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, документ-камера, презентация, раздаточный материал.

Основные понятия: морфология, части речи, глагол как самостоятельная часть речи, морфологические признаки глагола.













Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность об-ся

1. Орг. момент

Приветсвует уч-ся

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

II. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

(видео про весну)

Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина.

-Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.


- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.

Прослушивают запись.





Отвечают на вопросы.


(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

III. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности

- Вспомните, а какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Помогите мне  сформулировать тему  «Глагол как часть речи»

- Вспомните, что вы, ребята, знаете о глаголе. Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

IV. Систематизация и обобщение знаний


Инструктаж

с об-ся о работе на уроке – оценочные листы

1. работа с информационными листами

Раздаёт учащимся тексты с информацией

Знаки для маркировки текста:

«+» - я это знал

«!» - новое для меня

«?» - вопрос

Информационный текст

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М. Пешковский.

3..Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глагол имеет следующие морфологические признаки:


1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса – СЯ-СЬ;

г) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

2)Непостоянные признаки:

а) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);

д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)


7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего

8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются.

Вопросы для обсуждения:

Что вам было уже знакомо?

Что оказалось новым?

С чем вы не согласны?

Что вызвало сомнение и почему?


2. работа с пословицами (в паре)

- Сейчас мы и посмотрим, как вы умеете находить глаголы в предложениях.

Обучающиеся должны собрать пословицу, собравший записывает пословицу на доске, остальные – в тетради. Устно объясняет пословицу и подчёркивает глагол.

А) Грамоте учиться – всегда пригодится.

Б) Что написано пером, того не вырубишь топором.

В) Сделал дело – гуляй смело.

Г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Д) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Е) Что посеешь, то и пожнёшь.


3. работа с текстом.

1 пара (группа) – выполнить фонетический разбор слова была;

2 пара (группа) – выполнить морфологический разбор слова согревают;

Морфемный разбор слова обливает


Любимым временем года П.И.Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю.

Парная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

















































Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенными им пословицами, отвечают на вопросы к ним.













Выполнят работу в парах (группах)

V. Физминутка.

Учитель показывает ряд упражнений и проговаривает их выполнение.

Если слышите глагол, встаете на носочки, если другую часть речи – приседаете.

Вытирал, подметал, зашивал, самосввал, носил, лепил, угодил, крокодил, обжег, флажок, дружок.

Зашел, подмел, осел, привел, укол, мукомол, протокол, бобер, утер, костер.

Обучающиеся выполняют упражнения.

VI. контроль с последующей взаимопроверкой

Тест

1. Глагол – часть речи, которая обозначает

а. предмет

б. действие предмета

в. признак предмета

г. признак признака

2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО

а. не\мог

б. не\доумевал

в. не\видел

г. не\нравится

3. Найдите глагол в начальной форме (ИНФИНИТИВ)

а. борется

б. бороться

в. боролись

г. борюсь

4. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:

а. разожгу

б. буду строить

в. кушаю

г. сжевал

5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь

а. стрич…ся

б. освещает…ся

в. читаеш…

г. катат…ся

Обучающиеся решают тест и проверят по ключу.

Ключи:

1 - б

2- б

3 – б

4 - б

5 - б


VII. Итог урока

- Что повторили?

-Что нового узнали на уроке?

-Что вызвало особый интерес?  

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

- выставление отметок

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.



VIII. Рефлексия

«Лестница успеха»


IX. Информация о домашнем задании

Выучить материал по кластеру

На выбор: сочинить сказку про галагол (5-7 предложений) или составииь кроссоврд по теме «Глагол»

Записывают домашнее задание












Оценочный лист

___________________________

ФИ

Задание

Можно набрать баллов в выполненном задании 1-5 баллов. Как ты считаешь, сколько набрал баллов ты?

Критерии итоговой оценки за урок

1. работа с информационным листом


17-20 б – отметка «5»

14-16 б – отметка «4»

11-13 б – отметка «3»

Ниже 11 б – отметка «2»


2. работа с пословицами



3. работа с разборами (морфологический, морфемный, фонетический)



4. контроль: тест




ВСЕГО



Ваша отметка за урок ___