Конспект урока по русскому языку во втором классе по программе «Школа России»
Тема урока: «Разделительный мягкий знак»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: развивать умение различать разделительный мягкий знак в словах; упражнять в написании слов с разделительным мягким знаком.
Личностные результаты: развитие умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, радоваться.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: развитие умения формулировать цель деятельности обучающихся на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; заботиться о здоровье посредством элементов методики В. Ф. Базарного: автоматизированной системы «Бегающие огоньки», «вертушки», СУС;
Познавательные УУД: развитие умений ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: развитие умения договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, учиться работать в паре.
Предметные результаты: развитие орфографической зоркости.
Оборудование:
конторки;
коврики;
«Бегающие огоньки» (по верхним углам кабинета последовательно мигающие лампы со звуковым сопровождением);
карточки с буквами (Д, Е, Н, Ь) для системы «Бегающие огоньки»;
простые карандаши;
- СУС (схема универсальных символов на потолке - комплекс геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста);
- 2 мешочка для классификации слов;
- для классификации карточки со словами: успех, веселье, счастье, удача;
- интерактивная доска;
- интерактивный тренаж «Учимся писать буквы»;
- эталоны (карточки с правильным выполнением задания);
- варенье в баночке и пачка печенья.
Организация деятельности обучающихся:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
(шагают и поют 1 куплет и припев песни)
Какими вы должны быть на уроке? (Внимательными, трудолюбивыми, старательными, уважительно относится друг к другу и т. д.)
2.Пятиминутка чистописания (буква «ь» – интерактивный тренаж).
3. Актуализация знаний.
Взаимопроверка в парах.
Распределите слова в две группы.
Подчеркните разделительный мягкий знак.
Кто написал слово «воробьи» без разделительного мягкого знака?
Зачем нужен разделительный мягкий знак?
Сформулируйте тему урока.
Сформулируйте цель урока (упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком).
4. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова, в которых есть мягкий знак.
Какую функцию он выполняет? (показатель мягкости согласных)
5.Открытие новых знаний.
Потренируем слух, внимание, память, мышление, координацию тела необычным способом и прочитаем слово.
Офтальмотренажер «Бегающие огоньки».
Задача: повернуться на звук, указать рукой на загоревшийся огонек и, прочитав буквы в заданном порядке, записать полученную комбинацию из букв…(день)
Запишите слово (день).
Какую функцию выполняет буква «ь»?
Что такое предложение?
Составьте предложение со словом «день». (Сегодня день рождения у Вовы.)
Запишите с комментированием.
Что мы можем пожелать Вове? (пожелания детей)
Правильно я записала слово [здаровйэ]?
Запишите слово «здоровье».
Сделайте фонетический разбор. (Ученик выполняет разбор на доске с комментированием)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу на доске:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Какую функцию выполняет буква «ь» в данном слове?
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Подчеркните буквы перед разделительным мягким знаком и после него.
Предположите, почему мягкий знак в этом случае называется разделительным?
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный мягкий знак и в каких случаях он пишется?
Прочитайте вывод на стр. 114.
Сравните свои выводы и правило.
Составьте предложение со словом «здоровье». (Ребята желают Вове здоровья!)
Запишите с комментированием.
Подчеркнуть главные члены предложения.
Какими частями речи выражены слова? Сделать надписи над словами.
Что можно еще пожелать Вове?
Прочитайте слова на «вертушке» (успех, веселье, счастье, удача).
По какому признаку можно разложить слова в 2 мешка?
Подарим мешочки с пожеланиями Вове.
Выполним упражнения по СУС.
Режим №2.
Дети становятся в центре кабинета под схемой-тренажером и взором «оббегают» траектории в заданных направлениях. При этом они выполняют непроизвольно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем. Примерно по 10 раз по каждой траектории («кресту», «овалам», «восьмерке»).
6. Первичное закрепление (внешняя речь).
Устно выполним задание в рабочей тетради.
Докажите, что в выбранном вами варианте мягкий знак разделительный.
Какова функция мягкого знака в трёх остальных случаях? (Обозначает мягкость согласных.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (внутренняя речь).
8. Включение нового знания в систему знаний.
№ 206 (с комментированием)
9. Домашнее задание.
Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.
10. Рефлексия.
Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)
– Запишите слова.
Обозначьте орфограмму. Как она называется?
– Дарим Вове варенье и печенье. Поздравляем с днем рождения!
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
Что закрепляли?
Что у вас получилось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения?
Кто был самым внимательным на уроке? (трудолюбивым, старательным, аккуратным…)
Выставление отметок.