КОНСПЕКТ УРОКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
«Работа над штрихами, как одним из средств музыкальной выразительности»
Класс: 2.
Цель: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Задачи:
1. Обучающие:
научить самостоятельно работать с нотным текстом;
оснастить необходимыми техническими приёмами;
научить грамотно и выразительно исполнять произведения различного характера.
2. Развивающие:
развивать у обучающегося музыкальные способности;
развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;
сформировать творческий подход к исполнению штрихов в музыке;
развитие воображения и творческой фантазии;
3.Воспитательные:
прививать интерес и любовь к музыке;
формировать личностные качества: целеустремлённость, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
4. Оздоровительные:
снятие мышечной напряженности в руках;
соблюдение правильной посадки, постановки рук;
активизация эмоциональной активности учащегося.
Форма организации урока:
Тип урока:
Методы обучения:
словесные (беседа, объяснение нового материала);
наглядные (личный показ педагога на инструменте, видео на компьютере);
практические (выполнение упражнений, этюда, гамм, игра музыкальных произведений);
метод прослушивания и анализа;
метод самостоятельной работы;
репродуктивные (исполнение выученного материала).
Применяемые технологии:
технология развивающего обучения;
технология личностно-ориентированного обучения;
информационная технология;
здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
аккордеон;
пюпитр;
нотная литература;
компьютер (телевизор).
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Вводная часть:
Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках
Понятие о музыкальных штрихах.
Игра гаммы, арпеджио, аккордов (соль мажор)
3.Основная часть:
М. Глинка «Полька». Закрепление работы над штрихами.
А. Доренский «Хоровод и наигрыш». Работа над правильным и точным исполнением штрихов в нотном тексте. Теоретический материал.
М. Блантер «Моя Любимая». Исполнение перед публикой.
Самостоятельное распределение штрихов в ансамбле «Юмористический вальс» А. Доренского.
4.Заключительная часть:
a) подведение итогов,
b) домашнее задание,
c) выставление оценки.

Ход урока.
1. Подготовка рабочего места. Сообщение темы и поставленной цели урока – моя цель Научить ученика правильно создавать музыкальный образ и воплощать композиторские задумки с помощью штрихов.
Представление ученика: Ерошкин Валентин - 2класс, (9 лет)
2.a)Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках.
Упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Учащийся должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.
b) Учащийся садится за инструмент, следя за правильной посадкой и постановкой рук.
Но сначала давай повторим уже известные нам основные штрихи!
(презентация -- до образов)
Объяснение ученику, что бывают различные способы извлечения звука на инструменте. Одни звуки можно «пропеть-протянуть», другие «уколоть» или «подчеркнуть». Эти различные способы называются штрихами. Штрих (нем. Strich черта, линия) — способ исполнения нот, группы нот, образующих звук.
Они придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены стилистикой, содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой. ( картинки –презентация)
Разыгрывание – подготовка игрового аппарата
Игра гаммы Соль мажор на 2 октавы по схеме:
Легато
Нон легато
Стаккато
2-легато .2-стакато
следя за ровным звучанием соблюдая смену меха и динамические оттенки;
длинное арпеджио ( легато, стаккато)
арпеджио короткое из четырех звуков, следя за опорой на первый звук каждого арпеджио правой рукой ( нон легато).
3. Чтобы исполнить музыкальное произведение достаточно ли знать нотный текст или нужно что-то ещё? (средства выраз –сти какие ты знаешь). Но на сегодняшнем уроке мы целенаправленно будем с тобой работать над одним из основных средств выразительности в музыке – это штрихи
Слушание музыки ( играю сама): «Во поле берёза стояла», «Мишка с куклой» .
Задание ученику: после прослушивания определить характер двух пьес и указать, с помощью какого основного штриха прозвучавшие пьески показали свою музыкальную выразительность и я смогла донести до нас художественный образ.
a) Приступаем к работе над «Полькой» М.Глинки
БЕСЕДА: как она должна звучать, какие движения исполнияют танцоры, какими штрихами исполним партию правой и левой руки(роль штрихов в мелодии и аккомпанементе)
Открываем ноты, и учащийся показывает штрихи, указанные в тексте, характер исполнения. Показ «Польки» на инструменте учащимся. Но он не исполнил её в должном порядке (РАБОТА) В ходе беседы выясняем роль штрихов , смену меха уточняем и динамические оттенку.
-- задание
b) Работа над «Хоровод и наигрыш» А.Доренского . Проверяю домашнее задание: ЧИТАЮ соединение I части (хоровода) двумя руками вместе, разбор II части (наигрыша) отдельно каждой рукой.
Обращаю внимание на характер пьесы, влияющий на манеру исполнения штрихов.
Ученик определяет этого произведения: 2 танца- хоровод и наигрыш. На уроках слушание музыки (1 кл.) вы уже знакомились с танцевальными жанрами. Давай посмотрим ещё раз как исполняю танцоры эти танцы и послушаем произведения которые сопровождают танцоров (ВИДЕО)
ХОРОВОД – древний вид народного массового танца, в котором юноши и девушки держатся за руки образуя круг, цепочку(чтобы присматрется друг к другу) МЫ УЖЕ ИГРАЛИ «ВО САДУ ЛИ»
НАИГРЫШ – народная инструментальная мелодия , обычно плясовая, когда исполнители наигрывали мелодию, мотив, аккомпанемент не утруждая себя ( в старину ещё не существовало нотной записи всё исполнялось по слуху НЕ УТРУЖДАЯ СЕБЯ ДОЛГИМИ ЗАНЯТИЯМИ ИЛИ ТРЕНИРОВКАМИ) Какое произведение мы играли в этом жанре (Краковяк, Барыня)
Показываем работу над I частью, обращая внимание на ровное ведение меха и фразировку.
Работа над плавным, певучим исполнением звуков под лигой в правой руке, над глубиной звуков при игре на нон легато в левой руке. Все словесные объяснения чередуются личным показом на аккордеоне, учитывая характер звучания голосов, несовпадение штрихов.
Соединение двумя руками II часть, учитывая другой характер этой части. Но прежде повторим отдельно каждой рукой, т.к. Меняется штрих и в правой и в левой руке, а также появляется аккордовая фактура в мелодии
III часть: разбор нот в аккорде, работа над одновременным звучанием
с) «Моя любимая» повтор (напевная мелодия, глубокий залигованный бас, фразы , смена меха)
d) А смогбы ты сам поставить нужный штрих в партиях исполнителя?( Юморестический вальс)
4.a)Подведение итогов.
Над каким материалом работали в классе, какие сделал выводы учащийся.
b) Домашнее задание: закрепить пройденное в классе, «Наигрыш» соединить двумя руками до конца.
c)Оценка за урок.