Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.
Оборудование: проектор, листы с напечатанными словами (ноутбук, котенок, дети, ролики, семья, торт, собака), чистые листы бумаги для синквейна, ватман с изображением школьной комнаты или класса ( для пожеланий), сердечки из бумаги, клей.
Слайд 1
- Тема нашего классного часа посвящена семье и семейным ценностям.
Слайд 2
- Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же ? (нет) Т. е. представления о счастье у людей разные.
- Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.
Ноутбук
Котёнок
Дети
Ролики
Семья
Торт
Собака
(1 место – самое важное и т.д.)
Ребята, покажите свои листы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети.
- Почему же семья ассоциируется со счастьем?
(варианты ответов)
Слайд 3
- Действительно, почему для человека так важна семья.
- В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)
Ответом на этот вопрос служат также замечательные строки:
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья – это дом,
Садик мой за окном,
И семья – это малая Родина!

Под пургой и дождем
Нас согреют теплом
И помогут в любой ситуации
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идем из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ –
Наш родительский дом.
И семьей в мире жизнь продолжается!
Звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом» на слайде 3
- Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.
Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.
Слайд 4 (поэтапно)
- Разберемся в такой ситуации.
Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения (вопрос для всех трёх групп)
«Как повысить настроение папе и маме?»
Предложения детей.
Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Я думаю, что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
«Подари родителям радость»
- Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.
- Я раздала вам карточки с заданиями. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы.
Первая группа: К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
Вторая группа: К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
Третья группа: К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин, деверь, золовка, свояченица
Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Третья заповедь семейной жизни:
«Свято храни традиции своей семьи»
Но без проблем в семье не бывает. Представьте ситуацию: «Вы взрослые и попросили своего ребенка купить хлеб и молоко. А он потратил все деньги на мороженое.» Что вы будите делать?
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
«Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Будь готов с честью пройти их»
Давайте подытожим наш разговор. Из чего же складывается семейное счастье?
Можно много дискутировать по этому поводу. Ведь сколько людей, столько и мнений, рецептов, предложений, советов.
У каждого из нас есть свой дом, семья и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какие они у вас.
Выслушиваются рассказы детей.
– А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.
– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Учитель открывает запись на слайде.
Слайд 5
Порядок написания синквейна