Конспект урока технологии. «Народные промыслы. Дымковская игрушка» 2 класс
Учитель: Юн Э.Н.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия |
Актуализация опорных знаний | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Заслушивает сообщения учащихся о применении выполненной на прошлом уроке поделки. - на прошлых уроках вы познакомились с двумя народными промыслами. Какими? Что расписывают народные мастера? Чаще всего они расписывают предметы домашней утвари, посуду. На сегодня наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки | Рассказывают о применении выполненной на прошлом уроке поделки. Слушают учителя | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу |
Освоение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ об истории дымковского промысла. Просмотр мультимедийной презентации | Просмотр фрагмента презентации о дымковском промысле. История дымковской игрушки. Впервые это промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. От дымковской игрушки Идет тепло и свет. И пусть он не иссякнет Десятки, сотни лет | Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют, отвечают на вопросы; сравнивают изделия; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод | Фронтальная | Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя |
| Беседа: «Особенности дымковской росписи». Работа по карточкам (см. дополнительный материал к уроку) | – Кто лепил игрушки? (гончары). А в какой последовательности мастер выполнял лепку изделия? Расставьте по порядку технологические операции (см. дополнительный материал к уроку). Прикрепляет к доске листочки с написанными операциями в любой последовательности; предлагает учащимся расставить их в нужном порядке. – А кто расписывал игрушку? (художники). Хотя изготавливать игрушку от начала до конца мог и один человек. Каким узором украшены дымковские игрушки? Какими красками нарисованы узоры? Основной элемент дымковской росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски прямые и извилистые, круглые пятна, точки, клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие цвета, красный, малиновый, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота. Почему выбраны именно такие цвета? Дымковская игрушка была атрибутом праздника, поэтом-то расписывались яркими красками (см. дополнительный материал к уроку). | Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют, отвечают на вопросы; сравнивают изделия; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод, выполняют задание | Фронтальная | Личностные: Проявляют интерес к уроку технологии, удивление, желание узнать и научится новому. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: общеучебные – умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнении) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определение материалов, инструментов и приемов работы; логические – осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи, использовать образную речь при описании узора |
| Физминутка | Тик-так, тик-так В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью. Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. Повернемся мы с тобою. Против стрелки часовой. А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! Если их не заведут, То они совсем встают. Вот и кончилась игра. Нам за парты сесть пора. | Выполняют упражнения: наклоны влево-вправо; дети садятся в глубокий присест; вращение туловищем вправо и влево; ходьба на месте; бег на месте; ходьба с замедлением темпа | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы | Фронтальная | Познавательные: организовывают творческое пространство, умеют подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда |
| Беседа «Что и как мы будем делать?» | – Сегодня мы вылепим игрушку… Угадайте какую? Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. – Кто это? Да, сегодня вы будете лепить коня из пластилина. Предлагает учащимся проанализировать готовое по заданному плану. Затем предлагает план работы и его с готовым планом (презентация) | Анализируют конструкцию изделия по плану, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; составляют план выполнения работ с опорой на послайдовый план, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действием учителя, показывающего приемы работы | Фронтальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; делают умозаключения и выводы в словесной форме, производят логические и мыслительные операции (анализ, сравнение) для определения материалов, инструментов и приемов работы, осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать. ориентироваться в учебнике; самостоятельно планировать свою деятельность |
| Практическое занятие | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся учащимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил пожарной безопасности. – Выполните фигурку лошади из пластина. | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов. | Индивидуальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке; знают правила поведения на уроке. Регулятивные: умеют контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона); корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда |
Итоги урока. Рефлексия деятельности | Выставка работ учащихся | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ | Рассматривают выполненные поделки, рассказывают о работе над своей игрушкой, оценивают их | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие предметов народного творчества, бережное отношение к ним, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцов; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? |
Заключительное слово | Читает стихотворение: Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно светла И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. | Слушают учителя | Фронтальная |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание, показывает образцы отделочных материалов | Слушают учителя | Индивидуальная |
– подготовьте дома сообщение о той работе, которая в нашей сегодняшней выставке понравилась вам больше других и почему. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер | | | |
Дымковский промысел – уникальное явление народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в IX-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлыново-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… каждая из имела особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигал. Ближе к началу ярмарки «Свистунья-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, идешь по воздуху. У всех смеющие и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или баран с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…»
Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли в Свистунью с детьми – три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице – и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продает свои глиняные игрушки – сунет нам денег на сласти – конфеты, пряники, а пряники были особенные – привозили их из Архангельска – больше из черного теста с белым сахаром, фигурные…» к сожалению, сейчас это праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале XXI века.