СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии. «Народные промыслы. Дымковская игрушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии. «Народные промыслы. Дымковская игрушка»

Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи;

Закрепить навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина;

С помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии. «Народные промыслы. Дымковская игрушка»»

Конспект урока технологии. «Народные промыслы. Дымковская игрушка» 2 класс

Учитель: Юн Э.Н.

ГБОУ школы № 167 Центрального района Санкт-Петербурга



Народные промыслы. Дымковская игрушка.

Работа с пластичными материалами. (Пластилин)

Дымковская игрушка.


Цели

Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи;

Закрепить навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина;

С помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Дымковская игрушка

Наглядно-демонстративный материал

Образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек, электронное приложение к учебнику

Оборудование

Пластилин, стека, нитка для разрезания, подкладной лист

Планируемые образовательные результаты

Личностные: сориентировать на бережное отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций народной культуры.

Предметные: научить различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись, освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединения деталей из пластилина.

Метапредметные:

  • регулятивные – овладеть способностью самостоятельно планировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;

  • познавательные – научить наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора;

  • коммуникативные – научить обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать учителя, одноклассников, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи игрушки, использовать образную речь при описании орнаментов


Организационная структура урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Актуализация опорных знаний

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Заслушивает сообщения учащихся о применении выполненной на прошлом уроке поделки.

- на прошлых уроках вы познакомились с двумя народными промыслами. Какими? Что расписывают народные мастера? Чаще всего они расписывают предметы домашней утвари, посуду. На сегодня наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки

Рассказывают о применении выполненной на прошлом уроке поделки. Слушают учителя

Индивидуальная, фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью;

понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Освоение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ об истории дымковского промысла. Просмотр мультимедийной презентации

Просмотр фрагмента презентации о дымковском промысле. История дымковской игрушки. Впервые это промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

И пусть он не иссякнет

Десятки, сотни лет

Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют, отвечают на вопросы; сравнивают изделия; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Фронтальная

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя


Беседа: «Особенности дымковской росписи». Работа по карточкам (см. дополнительный материал к уроку)

– Кто лепил игрушки? (гончары). А в какой последовательности мастер выполнял лепку изделия?

Расставьте по порядку технологические операции (см. дополнительный материал к уроку). Прикрепляет к доске листочки с написанными операциями в любой последовательности; предлагает учащимся расставить их в нужном порядке.

– А кто расписывал игрушку? (художники). Хотя изготавливать игрушку от начала до конца мог и один человек. Каким узором украшены дымковские игрушки? Какими красками нарисованы узоры? Основной элемент дымковской росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски прямые и извилистые, круглые пятна, точки, клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие цвета, красный, малиновый, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота. Почему выбраны именно такие цвета? Дымковская игрушка была атрибутом праздника, поэтом-то расписывались яркими красками (см. дополнительный материал к уроку).

Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют, отвечают на вопросы; сравнивают изделия; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод, выполняют задание

Фронтальная

Личностные:

Проявляют интерес к уроку технологии, удивление, желание узнать и научится новому.

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

общеучебные

умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнении) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определение материалов, инструментов и приемов работы;

логические – осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.

Коммуникативные:

умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи, использовать образную речь при описании узора


Физминутка

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

Повернемся мы с тобою.

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра.

Нам за парты сесть пора.

Выполняют упражнения: наклоны влево-вправо;

дети садятся в глубокий присест;


вращение туловищем вправо и влево;

ходьба на месте;

бег на месте;


ходьба с замедлением темпа


Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы

Фронтальная

Познавательные:

организовывают творческое пространство, умеют подготовить рабочее место к работе.

Личностные:

имеют знания о гигиене труда


Беседа «Что и как мы будем делать?»

– Сегодня мы вылепим игрушку…

Угадайте какую?

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

– Кто это? Да, сегодня вы будете лепить коня из пластилина.

Предлагает учащимся проанализировать готовое по заданному плану. Затем предлагает план работы и его с готовым планом (презентация)

Анализируют конструкцию изделия по плану, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; составляют план выполнения работ с опорой на послайдовый план, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действием учителя, показывающего приемы работы

Фронтальная

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; делают умозаключения и выводы в словесной форме, производят логические и мыслительные операции (анализ, сравнение) для определения материалов, инструментов и приемов работы, осуществляют поиск информации из различных источников,

расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.

Коммуникативные:

умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать.

ориентироваться в учебнике; самостоятельно планировать свою деятельность


Практическое занятие

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся учащимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил пожарной безопасности.

– Выполните фигурку лошади из пластина.

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов.

Индивидуальная

Личностные:

сориентированы на плодотворную работу на уроке;

знают правила поведения на уроке. Регулятивные:

умеют контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона); корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда

Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают выполненные поделки, рассказывают о работе над своей игрушкой, оценивают их

Фронтальная

Личностные:

сориентированы на эстетическое восприятие предметов народного творчества, бережное отношение к ним, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры. Регулятивные:

оценивают свою работу, сравнивая с образцов;

умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Заключительное слово

Читает стихотворение:

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Слушают учителя

Фронтальная

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание, показывает образцы отделочных материалов

Слушают учителя

Индивидуальная

– подготовьте дома сообщение о той работе, которая в нашей сегодняшней выставке понравилась вам больше других и почему. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер









Дополнительный материал к уроку

Последовательность операций при выполнении лепки игрушки


Задание: расставить операции по порядку

Побелка: из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенном в молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь и темперу.

Сушка. Игрушки обязательно просушивали обжигом.

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками.

Лепка. Гончары лепили лошадку из красной глины барыню: сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-голову, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму – сгибали к талии. Затем барыню наряжали.

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания прочности.


История дымковского промысла


Дымковский промысел – уникальное явление народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в IX-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлыново-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… каждая из имела особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.


История дымковского промысла


В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигал. Ближе к началу ярмарки «Свистунья-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, идешь по воздуху. У всех смеющие и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или баран с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…»

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли в Свистунью с детьми – три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице – и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продает свои глиняные игрушки – сунет нам денег на сласти – конфеты, пряники, а пряники были особенные – привозили их из Архангельска – больше из черного теста с белым сахаром, фигурные…» к сожалению, сейчас это праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале XXI века.