Математика
Урок 20
Тема: Число и цифра 5
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с числом и цифрой 5, местом числа 5 в ряду натуральных чисел, использованию терминов «увеличилось», «уменьшилось» при описании ситуации; создать условия для формирования умения читать и записывать числовые неравенства и равенства.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление об использовании терминов «увеличилось», «уменьшилось»; умеют писать цифру 5, определять место числа 5 в ряду натуральных чисел, читать и записывать числовые неравенства и равенства, ориентироваться на бумаге в клетку.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: строят небольшие математические сообщения в устной форме (1–2 предложения); осуществляют анализ объекта.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Плачет Ира, не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Начал младший брат считать:
– Раз, два, три, четыре, пять.
– Не реви! – сказал малыш. –
Ведь на пятом ты сидишь.
II. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.
Сформулируйте тему рока: Тема урока: Число и цифра 5.
Состав числа
Работа в парах: Заселите домик:

На доске рисунки:

– На каком рисунке мышей меньше? На сколько?
– На каком рисунке количество мышей увеличилось?
– Сколько мышей было? (Четыре)
– Сколько мышей стало? (Пять)
– Сколько пингвинов было на верхней картинке? (Шесть)
– Сколько осталось? (Пять.)
– Число пять обозначают цифрой 5.
На доске написана цифра 5.
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная!
Ф. Дагларджа
– Ученый Пифагор отводил особое место числу 5, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого ученого и математика древности, наверное, согласитесь и вы?
III. Повторение изученного материала.
Работа по учебнику.
Задание 95.
– Сравните рисунки. Чем они различаются? Чем похожи?
– Выполните задания к рисункам.
– Мы уже познакомились с числом 5, какой цифрой его обозначают? Верно, 5.
– Давайте напишем вместе со мной в воздухе цифру 5.
Написать цифру пять
Что крючок нарисовать.
Но у цифры – у крючка –
Леска больно коротка.
В. Бакалдин
Учащиеся пишут вместе с учителем, а затем в тетради.
– Подчеркните самые красивые цифры.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Фронтальная работа.
– Сравните числа 4, 5 и 6 и поставьте между ними знаки «», «
– Нарисуйте рисунки, подтверждающие правильность равенств и неравенств.
– Можем мы записать равенство? (Нет.) А неравенство? (Да.)
– Докажите.
Задание 96.
– Составьте математические рассказы по рисункам.
– Выполните задания к рисункам.
Задание 97.
– Найдите и выпишите равенство. Выполните задания в тетради.
IV. Закрепление пройденного материала.
Задание 98.
– Сравните количество мышек и кошек на рисунке. Выполните задания к рисунку.
Задание 99.
– Перерисуйте узоры. Выполните практическое задание.
– Отгадайте загадку.
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца.
(Поросенок.)
– По каким признакам вы отгадали загадку? (Пятачок, копытца, пьет и ест из корытца.)
V. Итог урока. Рефлексия.
– С каким числом и цифрой вы познакомились сегодня?
– А что особенно вам понравилось?
– Что вы делали с удовольствием? А что бы вы не хотели делать?
– Что вы дома расскажете маме?
4