Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | примечания |
Эмоциональный настрой. | Включает музыку. | Слушают музыку, настраиваются на урок. | |
Покажите, с каким настроением вы начинаете урок. (слайд 2) | Дети показывают смайлики. | |
II.Актуализация знаний | На доске проектируется (слайд 3) Друг, приятель, товарищ. - Прочитайте слова. Что их объединяет? | Дети смотрят, читают хором, отвечают. (Дружба) | |
III. Сообщение темы урока | - Определите тему урока. (Слайд 4) – Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». | «Дружба» | |
Повторение | (Слайд 4) Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? . Игра «Ассоциации» Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: дружба. Что для вас значит дружба? Подумайте и закончите предложение: (слайд5) «дружба – это…» (ответы детей) (слайд 6,7) | Ответы детей (записывают в задании 1) (Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным , разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, | Метод «Ассоциаций». Метод незакончен-ного предложения» |
| (Слайд 8) - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. | Дети читают | |
Проверка домашнего задания | Расскажите о своих друзьях. | Рассказы детей | |
Постановка учебной задачи. | - соберите пазлы, прочитайте получившиеся пословицы, Работа в группах. | | |
| Повторение правил работы в группе.(слайд 9,10) 1) обязательное участие каждого 2) откровенность и доброжелательность 3) в команде нет лидеров 4) сделаем себя понятным себе и другим 5) каждый ответственен за работу группы, а группа – за каждого 6) команды не соревнуются | Вспоминают правила, озвучивают их | |
| Верному другу цены нет.(1 группа, синий, верность) Верный друг лучше сотни слуг (2 группа, оранжевый, верность) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (3 группа, зелёный, честность) Коня в бою узнаешь, а друга в беде. (4 группа, серый, взаимопомощь) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (5 группа взаимопомощь) Сам пропадай, а товарища выручай. (6 группа, красный, взаимопомощь) | Работают в группах | |
| - переверните пазлы. Озвучьте учебную задачу. Определить какие нравственные ценности закладывает дружба (слайд 11) | | |
| Вернёмся к пословицам. - Как вы их понимаете. - Какие ценности закладывает дружба? - первая ценность (верность, взаимопомощь, честность) | | |
Физ.минутка | Клип «Дружба» | | |
| - в какой республике мы живём? (Башкортостан) (единство , уважение, понимание) - какие нравственные ценности закладываются в человека, благодаря дружбе народов? (единство , уважение, понимание) | Рассказ о присоединении башкир к России. презентация | |
Работа с притчей о дружбе | Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло... Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас? – Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой. - О каких нравственных ценностях рассказывается в этой притче? (уметь прощать, помнить хорошее) | | |
| - итак, дружба это не только получать, но и отдавать. уметь | | |
| Мы с вами построили дом под названием ……«Дружба» | | |
| Повторить учебную задачу (слайд 11) | | |
| - Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно). (слайд12) Игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется “Ромашка”. Сердцевину этого красивого цветка вы заполните словами. ( 2-3) Но не просто словами, а напишите на самому главному, на ваш взгляд, ценности, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” . (задание 2) Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. (работа в парах) - -Каждой команде выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос: “Какими качествами должен обладать настоящий друг? -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему? - Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким». | Работа в парах | |
рефлексия | - Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.) - А от кого это зависит? | | |
итог | - Тема урока? -Что такое дружба? - Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей? - Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни? | | |
Оценивание | | | |
д/з | Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение | | |
| | | |
| | | |
| | | |